Есть такое весьма распространённое явление – синдром или эффект Данинга Крюгера. Не стану приводить научное определение этого эффекта, а на бытовом уровне – это когда неспециалист учит специалиста и сильно обижается, что тот над ним смеётся.
Как офицер ПВО в запасе, я на своём канале не раз с этим сталкивался. Сегодня я, в частности, хочу рассказать об одном упорно и регулярно всплывающем утверждении, что в зенитных ракетных войсках якобы имеются ракеты с ядерными боеголовками.
Проехали! Эти данные давно устарели. Раньше такие были, сейчас нет.
Вообще-то классической боевой частью для зенитных ракет является осколочно-фугасная. И для ракет больших – ЗРК дальнего действия и для ракет совсем маленьких – переносных ЗРК.
Все БЧ зенитных ракет можно разделить на два класса
- БЧ, поражающие цель при прямом попадании в неё ЗУР;
- БЧ, поражающие цель даже при промахе ЗУР, но меньше допустимого.
Боевые части первого класса могут быть с контактным взрывателем, срабатывающим при ударе. По типу это фугасные, кумулятивно-фугасные. К таковым относятся БЧ первых ПЗРК, в которые ещё не могли втиснуть неконтактный взрыватель на «самых маленьких» советских микросхемах, тем более на лампах – это Стрела-2/2М/3.
Также к ним можно отнести боеголовки ударного – кинетического действия как у американской зенитной ракеты SM-3
Пуск ракеты RIM-161 SM-3 Block 1B. Борт крейсера УРО Lake Erie класса Тикондерога.
4-я ступень TDACS в сборе с кинетическим перехватчиком LEAP противоракеты SM-3 Block IB
На этом всё! Все боевые части остальных зенитных ракет являются осколочно-фугасными (просто осколочными на слэнге). Вообще-то поражают они цель не столько осколками, сколько готовыми поражающими элементами, которых может быть очень много – до 37 тысяч стальных шариков диаметром 7,9 и 9,5 мм в ЗУР комплекса С-200, или совсем немного как в ракете ERINT - 35 ГПЭ в форме бруска из вольфрамового сплава весом 214гр. Есть ещё стержневые и осколочно-стержневые БЧ, но их можно считать подклассом осколочных.
******************
Ну а ядерные-то боеголовки зенитным ракетам зачем?
Американцы предполагали, что будут отбиваться ими от советских бомбардировщиков. Ту-95 и М3.
Бомбардировщик Ту-95 с крылатой ракетой Х-20
Бомбардировщик 3М
В СССР во времена С-25 предполагали, что враг пойдёт тучами. Главной задачей для ядерных БЧ представлялась стрельба по групповым целям. Но бурное развитие авиации показало, что туч больше не будет, зато появляются «важные цели». Уже в 1960-м американцы приняли на вооружение сверхзвуковой бомбардировщик B-58.
Бомбардировщик Convair B-58 Hustler (Хастлер-энергичный или мошенник)
Бомбардировщик North American XB-70 Valkyrja (Валькирия)
Американцы планировали Валькирию поставить на вооружение в 1963-м. Не вышло.
Самолёт SR-71A
В те же времена началась разработка высотного скоростного А-12, а потом SR-71 на его базе.
Так что пострелять ядерными боеголовками было по кому. Но не довелось, слава Богу!
************************
Первой ракетой для борьбы с самолётами, получившей ядерную боеголовку, стала американская ракета воздух-воздух AIR-2 Genie («Джинн»), а не зенитная ракета.
Музей ракетного полигона White Sands. AIR-2 Genie («Джинн»)
Эта ракета не имела никакой системы наведения. Она оснащалась маломощной -1.5 кт, ядерной боеголовкой. Дальность пуска составляла 9.5км, что требовало энергичного отворота истребителя после пуска. Радиус поражения стратегического бомбардировщика боевой частью этой ракеты 300м.
Пуск ракеты «Джинни» с истребителя-перехватчика Convair F-106 Delta Dart.
Принята на вооружение в 1957 году. Снята с вооружения вместе со своими носителями – самолётами-перехватчиками F-89, F-101, F-102 и F-106 в 1986 году
Это фото испытания «Джинна» в июле 1957 года. Взрыв произошёл на высоте 4.9 км. В расчётном эпицентре взрыва стояли 5 офицеров-добровольцев без всякой защиты, даже без головных уборов. Таким образом американские ВВС демонстрировали безопасность воздушных ядерных взрывов. Журналисты суют слово «эпицентр» куда надо и куда не надо. Напомню, что слово эпицентр означает не саму точку, где производится взрыв, а её проекцию на земную поверхность. Эпицентр землетрясения также всегда на поверхности земли, а не где-то на глубине десятков километров, как иной раз утверждают новости. Так что от макушек офицеров до центра было далеко.
Америка с востока и запада защищена 2-мя океанами, с севера, откуда должны были бы лететь наши бомбардировщики, малонаселённые или вовсе безлюдные территории. Подходящие условия для применения такого оружия.
В Советском Союзе ракеты воздушного боя с ЯБЧ не разрабатывались. Зато мы опередили США с разработкой боеголовки для зенитной ракеты. 19 января 1957 на полигоне Капустин ЯР была испытана зенитная ракета «ЗУР-215» комплекса С-25.
Ракеты В-300 ЗРК С-25 Беркут на полигоне Капустин Яр.
Одной ракетой с боевой частью мощностью 10кт были уничтожены два самолёта-мишени Ил-28. Взрыв произошёл на высоте 10 370 м. Военнослужащих в эпицентр взрыва у нас никто не отправлял. Вместо людей было установлено множество измерительной аппаратуры и четыре поста с фотоаппаратурой и кинотеодолитами. Они собрали всю необходимую информацию. Данные по расчёту радиуса поражения самолётов термоядерным взрывом различаются. Называются цифры от 200м до 1км. Там, где начинается ядерное оружие, кончается достоверная информация. Всё только предположительно.
Испытания «ЗУР 215». Виден дымный след от ракеты, входящий в центр взрыва.
Испытания "ЗУР 215"
В том же 57-м «изделие 215» было принято на вооружение. Это было время, когда формировалась инфраструктура эксплуатации ядерного оружия. В СССР уже существовало Главное управление специального вооружения Министерства обороны СССР. Оно контролировало все вопросы хранения, войсковой эксплуатации и применения атомного оружия в стране. НИР, НИОКР, испытания и разработка всей нормативной документации осуществлялась 6-м управлением ГШ. Несмотря на то, что ядерная боеголовка была принята на вооружение, в войсках ПВО их не было. Все боеголовки хранились на так называемых «Объектах С» - центральных базах хранения (ЦБХ) причём первоначально в разобранном состоянии. Здесь осуществлялась сборка и хранение боеприпасов, поступавших с предприятий Минсредмаша. В 1954 году были сформированы войсковые склады, условно их назвали РТБ – ремонтно-технические базы. С 1958 года на эти базы уже поступали ЯБП в практически собранном состоянии и началась передача боевых частей зенитных ракет в войска. В расположенных двумя кольцами вокруг Москвы 56-ти полках, вооружённых ЗРК С-25 были построены специальные сооружения для их хранения. Особо хочу подчеркнуть для читателей, что постоянно на пусковых установках ракеты со спецБЧ НИКОГДА не находились, только в защитных сооружениях.
К чему я рассказал всю эту скукотищщу? А чтоб Вы, читатель прочувствовали. Всё связанное с ядерным оружием было с самого начала обставлено с максимально возможной секретностью, всё выполнялось специалистами высочайшей квалификации c особым чувством ответственности. Ни в каком кошмарном сне невозможно представить, чтобы такие люди допустили бы оплошности типа той, что произошла у вероятного противника на базе Майнот в США 30 августа 2007 года, когда на бомбардировщик Б-52 по ошибке вместо 12 учебных ракет AGM-129ACM подвесили шесть учебных и шесть боевых с ядерными БЧ W-80-1 мощностью до 150кт. Он простоял весь вечер и ночь на перроне базы без специальной охраны, а утром повёз свой груз на базу Барксдейл через всю страну. Только там, наконец, заметили подарки. И никого не отдали под суд!
Но это было лирическое отступление. Вернёмся к фактуре.
Продолжение во второй части. Здесь
Я начал создавать свой аналитический портал на военно-техническую тематику. Есть интересные мысли, надеюсь, он будет нескучным и информативным. Предварительная стоимость с разработчиками определена в 800тр. На данный момент собрано с Вашей поддержкой 121 тр. Благодарю за помощь и тех, кто прислал 15 рублей и тех, кто расщедрился на 1500! А такие переводы были!