Комендантское кладбище – самое маленькое из старейших кладбищ Петербурга. Оно расположено у восточного фасада Петропавловского собора за невысокой оградой. Здесь покоятся люди разного происхождения и вероисповедания, которые скончались в должности коменданта (обер-коменданта) Санкт-Петербургской крепости.
История Комендантского кладбища началась в 1720 году, когда у алтарной стены строящегося Петропавловского собора был погребен Роман (Роберт) Вилимович Брюс.
Роман Брюс – шотландец по происхождению, старший брат Якова Брюса, одного из видных государственных деятелей петровской эпохи, участник Азовских походов Петра I и Северной войны, – был назначен обер-комендантом Петербурга в мае 1704 года и находился на этом посту до самой смерти.
Обер-комендант Петербурга в XVIII веке – это комендант крепости, комендант города и начальник над комендантами Кронштадтской и Шлиссельбургской крепостей. В отсутствие Петра I и генерал-губернатора А. Д. Меншикова – главный человек в Петербурге.
Роман Брюс руководил возведением крепостей, боролся с наводнениями, отражал нападения шведов. Он сыграл огромную роль в строительстве и обороне города в первые годы его существования, за что и удостоился чести быть погребенным на Заячьем острове, где хоронили членов царской семьи.
Специалисты считают, что идея устроить могилы обер-комендантов у стен Петропавловского собора принадлежит Петру I. Во всяком случае два последующих обер-коменданта, скончавшиеся на своем посту в годы его правления (полковник Михаил Осипович Чемезов и Яков Хрисанфович Бахмиотов), нашли свой последний приют рядом с захоронением Романа Брюса.
В 1796 году указом Павла I должность обер-коменданта упразднили, вместо нее ввели раздельные должности коменданта Санкт-Петербургской крепости и коменданта города.
При Александре I сложился определенный порядок назначения комендантов Санкт-Петербургской крепости, который просуществовал до октябрьского переворота 1917 года. На эту должность назначались боевые генералы, имевшие ранения, завоевавшие доверие царя.
Комендант руководил гарнизоном крепости, контролировал всю хозяйственную деятельность на ее территории, осуществлял представительские функции во время визитов в крепость членов императорской семьи и высоких гостей. С 1831 года открывал навигацию на Неве.
После упразднения Тайной экспедиции и передачи тюрьмы Алексеевского равелина в Управление коменданта Петербургской крепости, на плечи коменданта легли и заботы о заключенных.
Жил комендант на территории крепости – в просторной квартире на втором этаже Комендантского дома. Ему также выделялась мыза в Токсово и дача с садом, огородом, сенокосом и участком леса на Черной Речке (память об этом сохранилась в названии исторического района на севере Петербурга – Комендантский аэродром).
С 1839 по 1849 год должность коменданта Санкт-Петербургской (Петропавловской) крепости занимал прославленный русский генерал, участник Отечественной войны 1812 года, старший адъютант М. И. Кутузова, писатель и драматург, дед Белого Генерала Михаила Дмитрия Скобелева Иван Никитич Скобелев.
В 1831 году во время Польского восстания под Минском Иван Никитич потерял левую руку. Пока доктора проводили операцию, он сидел на барабане и диктовал послание к войскам, в котором прозвучали следующие слова:
"…Для меча и штыка к защите прав батюшки царя и славы святого нам Отечества среди храбрых товарищей и трёх по милости Божией оставшихся у меня пальцев с избытком достаточно..."
Два пальца на правой руке он потерял еще в 1808 году во время сражения при Куортане.
Писатель Александр Иванович Куприн в рассказе "Однорукий комендант" пишет о том, что Иван Никитич Скобелев перед смертью сам попросил императора Николая I похоронить его "в ограде здешнего собора, но так, чтобы головой к ногам обожаемого мною императора Петра Первого".
После смерти Скобелева на должность коменданта Санкт-Петербургской крепости был назначен Иван Александрович Набоков, двоюродный прадед русского и американского писателя Владимира Владимировича Набокова. Об этом В. В. Набоков упоминает в автобиографической книге "Другие берега".
Еще один комендант Петропавловской крепости Егор Иванович Майдель стал прототипом барона Кригсмута в романе Льва Николаевича Толстого "Воскресение". Писатель охарактеризовал его как человека, желающего произвести благоприятное впечатление, но совершенно равнодушного к заключенным и их просьбам.
Последнее 19-е по счету захоронение на Комендантском кладбище датируется 1914 годом. Генерал от инфантерии Владимир Николаевич Данилов, участник Русско-турецкой войны 1877-1878 г., герой Русско-Японской войны был назначен комендантом Санкт-Петербургской (Петроградской) крепости 1 января 1913 году. В августе 1914 года он отправился в действующую армию в качестве командира одного из армейских корпусов, оставаясь при этом в должности коменданта. 1 ноября 1914 года Данилов скоропостижно скончался от болезни в штабе корпуса и был похоронен на Комендантском кладбище.
С 1969 по 1983 год на территории кладбища работала группа археологов и реставраторов под руководством археолога, кандидата исторических наук Александра Даниловича Грача и архитектора-реставратора Ирины Николаевны Бенуа.
В ходе работ восстановили разрушенные склепы, воссоздали несохранившиеся надгробия. Территорию кладбища спланировали в трех уровнях, чтобы продемонстрировать рост культурного слоя (углубление в центральной части показывает уровень культурного слоя середины XVIII века).
Комендантское кладбище недоступно для посещения, но в сентябре прошлого года Музей истории Санкт-Петербурга приглашал на экскурсию "Дневник коменданта", в рамках которой планировалось знакомство с историческими захоронениями. Надеюсь, в этом году экскурсии тоже будут проводиться.