Найти тему
Будь здоров!

ГИС "Меркурий": очередные поборы с бизнеса или....

с сайта ГИС Меркурий"
с сайта ГИС Меркурий"

В предыдущей статье я упомянула ГИС "Меркурий" - государственная информационная система "Меркурий" предназначена для контроля оборота животной продукции (мясо, молоко, рыба и рыбные продукты, яйцо, мясо птицы, продукты пчеловодства и т.д.). Это если кратко. Обязательной стала с 01.07.2018 года. Т.е. все участники рынка - от производителя кормов для животных до конечного торговца (магазина), должны находиться в этой системе. Ну и, разумеется, органы надзора.

Я не хочу дискутировать на тему хорошо это или плохо, так как это обязательная система, и обойти её невозможно. Я хочу рассказать, как это работает, чтоб увидеть все её преимущества и недостатки. Этакий ликбез для покупателя, а может и полезная информация для предпринимателя.

Например, у меня частная молочная ферма, и хочу продать сырое молоко молокозаводу (прошу прощение за тавтологию). Для этого я должна зарегистрироваться в ГИСе в качестве производителя, получить у ветеринара справку о благополучии моего хозяйства, которая выдается на месяц. Проведя утренний сбор молока (надой), я захожу в систему, формирую отгрузочный документ в электронном виде на эту партию молока, сборщик от молокозавода заливает мое сырьё в цистерну (на практике я у него распишусь за сданное количество, в России ещё пока сложно отказаться от бумажек при наличии электронного документа) и уезжает.

На молокозаводе приёмщик заходит в систему и в онлайн-режиме видит, что к нему "едет" молоко от разных хозяйств, в том числе и моя партия. При фактической приёмке, он "гасит" поставку. Берется проба на качественные показатели молока, и если все в порядке, то молоко отправляется в переработку.

А далее на отгрузке формируются электронные документы на все виды продукции (молоко, кефир, сметану и пр.) на каждого покупателя: отправляется продукция в 25 магазинов 5-ки и 47 "Магнитов" - 72 ЭД сформируют и отправят. А ветеринарная информация может быть представлена в сжатом виде QR-кода.

Взято из свободного источника
Взято из свободного источника

В магазине при приемке, аналогично, зайдут в ГИС, в разделе приходных документов увидят, что к ним "подъезжает" молочная продукция.

Вот такая краткая схема. Что из неё становится понятно:

1. Молко в одной цистерне из маленьких хозяйств смешивается, т.е. узнать проблему качества будет нереально. Хорошо, что производители молока контролируют качество. Ведь им хочется иметь гарантированный сбыт. Проблема ещё и в том, что фермером может быть человек, не имеющий ни ПК, ни знаний, как им пользоваться, ни интернета и даже доступа к нему в далёкой деревне. Сейчас сборщики, заинтересованные в сырье, уже помогли таким фермерам. Но не безвозмездно.

2. Отследить, сколько молока пошло на производство кефира, творога (обезвоженный продукт), айрана (наоборот с добавлением воды) и т.д. невозможно. Калькуляция в ГИСе отсутствует. И опять заступлюсь за производителя, ему тоже хочется, чтобы его продукцию покупали.

3. В магазине при продаже молочных продуктов, покупатель не сможет сам проверить параметры поставки продукта. Пока не сможет. Нам грозят интеграцией Меркурия и Честным знаком. Что будет, сложно спрогнозировать.

На деле, мы, как покупатели, должны в бедующем иметь возможность просканировать QR-код и получить информацию, например, о кефире в развернутом виде: какое хозяйство поставило молоко (из одной-то цистерны), какими грибками его сквашивали, и откуда эти грибки , сколько по времени шел процесс созревания, когда произвели и поставили в магазин. Прослеживаемость налицо.

И в конце хочу добавить, что рынок Москвы стоит отдельно, т.е. где десятки миллионов потребителей, всегда будет поле деятельности для желающих продать, обойдя любую ГИС. Практика хорошо показала это на примере алкоголя и пушно-меховых товаров.

А что Вы думаете, по поводу введения систем прослеживаемости и контроля за оборотом продукции на рынке? Во благо или во вред покупателям? Производителям?