Мой 3-летний ребенок - по натуре настоящий технарь, и это стало видно уже около 2 лет. Никакие цветочки, листики, насекомые, животные в этом возрасте его уже не интересовали.
Раскраски лежали с тех пор нетронутые, зато запасы всевозможных машинок и тракторов пополнялись бы каждый день, будь его воля.
Поэтому передо мной встал вопрос, как сделать так, чтобы кучи раскрасок, купленные для него, не пропали даром и выполнили свою полезную функцию развития мелкой моторики.
Да это бы меня не так сильно волновало, если бы не одна ситуация, которая меня встревожила. Однажды в саду деток было немного, но случайно, видимо, собрались именно те, кто рисует особенно хорошо. У всех были рисунки развешаны по стенке в конце дня, а его рисунка нет...
Когда я увидела рисунки этих детей, то удивилась - все достаточно четко по контурам, по сравнению с мазней моего ребенка действительно контраст велик.
И я тогда поняла, что он просто не стал рисовать, чтобы не делать что-то намного хуже, чем остальные. Он же знает, что у него так хорошо не получается.
В тот день я поняла, что нужно больше уделить внимание навыку раскрашивания.
Кроме того, что это просто полезно для общего развития, теперь это необходимо еще и для того, чтобы он не чувствовал себя хуже других детей.
Ведь в сад ходить нам нужно обязательно - я работаю. Да и в любых тетрадях по развитию обязательно на каждом шагу есть задания на раскрашивание. И что, пропускать их все? Но зачем же допускать такой пробел в развитии?
Решение 1.
Иногда заменять восковые мелки на гуашь. От простых советских карандашей пока вообще можно отказаться.
С гуашью интерес сразу сильно возрастает, ребенок начинает малевать с удовольствием, ведь с красками не нужно сильно нажимать и долго водить рукой, чтобы заполнить требуемое пространство. Гуашью все получается быстро, легко, ярко. Да и бумага не пузырится так, как например от акварели. Порой можно рисовать вообще без воды, что маленькому ребенку удобнее. Гуашь похожа по яркости и густоте на пальчиковые краски и очень полюбилась моему малышу.
Недостаток: нужно сидеть рядом с ребенком, контролировать, потому что малыш мажет слишком густо.
Но если уж возникла такая проблема, что ребенок в 3-4 года не любит раскрашивать, то здесь без совместных занятий с малышом, скорее всего, не обойтись, если мы хотим привить ему интерес к раскраскам. Потому что сам по себе интерес может и не появиться, а навык раскрашивания слишком важен в любых развивающих пособиях, чтобы пустить это полностью на самотек.
Решение 2. Уговаривать и - о страшное слово - немного даже заставлять.
Если от природы ваш малыш как мой, то есть не склонен к раскраскам, то мое мнение - без определенного принуждения иногда не обойтись. Ничего страшного от этого не произойдет. Иногда просто применяю силовой метод: раскрась одну хотя бы картинку, только после этого будешь кушать.
Присовокупляю поговорки: "Сделал дело - гуляй смело", "Кто не работает- тот не ест". (он очень любит разные поговорки и пословицы).
Также иногда слегка пугаю воспитательницей, которая якобы будет ругаться, если он не будет раскрашивать как все дети. (Моего ребенка не запугаешь особенно, поэтому здесь все должно быть индивидуально, вы лучше знаете свое дитя. Главное - не навредить, конечно).
В последнее время считаю, что и легкое принуждение уместно, лишь бы заставить ребенка перешагнуть барьер и заняться делом, которым все равно надо и придется заниматься. Чтобы не чувствовал потом себя в саду белой вороной и неумехой.
Решение 3 .
Регулярно давать малышу разнообразные трафареты, линейку с геометрическими фигурами.
Решение 4.
Обязательно дать ему хорошие мелочки, красивые и которые не ломаются. Дети очень ценят приятные, качественные предметы и приятные ощущения.
Решение 5. Самое главное и продуктивное.
Брать не обычные классические раскраски, которые на всех полках всех магазинов, а специальные методические заготовки, где все тонко продумано для развития навыка. Их нужно искать. Сегодня эти идеи встречаются в некоторых хороших развивающих тетрадях, например здесь я показываю, какие приобрела тетради Кумон. Но есть и более дешевые аналоги, или можно распечатывать из интернета.
Можно даже вдохновиться этими идеями и самому готовить подобные картинки, где ребенок должен пририсовать лишь 1-2 небольшие детали, например, струи воды, или зарисовать 1-2 небольших белых места.
Если заниматься такими специальными пособиями каждый вечер понемногу (2-3 листика максимум), то малыш обязательно привыкнет и приобретет нужный навык. И даже среди способных к рисованию детей он не будет себя чувствовать хуже других.
А у вас ребенок легко раскрашивает? Если да, то как вы его приучили?