Русский человек на…
Было время, как показывает жизнь, не такое давнее, когда одним из основных вопросов русской литературы был - Русский человек на rendez-vous.
Но времени утекло не мало, поскольку сегодняшний читатель мгновенно задастся вопросами: а почему русский, или почему мужчина, а не женщина?
В повести Тургенева, по поводу которой Чернышевский и задался размышлениями о «Русском человеке», девушка проявила решительность, и сама назначила герою свидание.
Тоже мне новость, подумает любой современный тик-токер – «великий революционер и мыслитель» (Ленин о Чернышевском) позволяет себе обвинять «положительного героя», проявляющего неожиданные отрицательные свойства характера (нерешительность, трусость).
Она (девушка) компрометировала репутацию тем, что пришла на свидание с ним, мужчиной, без приглашения, или согласия.
Чернышевский приходит к выводу, что «идеальный» герой Тургенева подлец, поскольку держит себя так, что героиня сама должна сказать ему, что любит.
Для нынешних эта идея – дикость и отсталость.
Современно назначать свидание сразу прямо и определенно, и не лишне заручиться письменным согласием на секс. В просвещенной Европе сегодня в десятке государств такое письменное согласие требуется для вступления в сексуальные отношения законных супругов.
Не скажу, какая именно современная книга занесла в голову мысль о том, что вся современная художественная литература – суть вымышленные вариации на тему человек и пустота. А слушал я последнее время много современных книг.
С постмодернизмом все ясно. Он весь про отношения личности с космосом, неизвестностью, пустотой, ничем. И не Пелевин натолкнул на определение сути вопроса (Чапаев и пустота).
Много лет назад, прочитав огромный пласт классики, я догадался, что вся литература – фантастика. То есть придуманная, вымышленная. Даже произведения Критического реализма и так называемой Натуральной школы.
Тогда я на долгое время перестал читать художественную литературу.
Но много лет спустя начал не читать, но слушать. Очень удобно по пути на работу, или во время занятий в фитнесе, или велопрогулках по парку. Два в одном – великолепная экономия времени.
Теперь про то, что такое «пустота».
Пустотой может оказаться «борьба с системой». То есть, некие «свободные» (в смысле от всего) умы, вольные «революционэры» борются с системой. Под системой может подразумеваться все, что угодно – от государственных систем управления до бабы Клавы с нижнего этажа, которой не нравятся какашки моей собаки, которая не убирает их за собою по утрам и вечерам. При этом узость мышления «вольных каменьшиков» почему-то не предполагает (по забывчивости), что «свобода» и «счастье» достигаются мгновенно употреблением всех известных продуктов.
Второй тип пустоты – «борьба» с собственным подсознанием, при том, что под борьбой может быть и простое незнание, и поиски черной кошки с темной комнате, и вера в нарисованный «черный квадрат» как в сущность мира.
Еще один тип пустоты – рассуждения (споры, дискуссии, дискурс) о чем годно: ситуация, как если бы, или, что было бы, если…
Четвертое – социальное конструирование. Стало особенно популярно после очередной революции, но распространенное всегда, особенно в жанре утопий и любого типа фантастики.
Пятое – феноменология, гносеология, антропология, и прочие научные, около научные (псевдо, вместо, до и после научные) классификации. Тоже популярный жанр в любые времена истории. Жанр, приобретающий в зависимости от актуальности то моральную, то религиозную, то политическую окраску.
Правильный (не правильный) герой, идеальный (не идеальный), хороший (не хороший), типичный (не типичный), и т. д.
Шестое – искусство для искусства (чистое искусство), или простое фокусничание фриков, эквилибристика, изобретательство, творчество ради процесса. Все виды «дыр, бул, щил», или иллюзий продуктивности.
Седьмое – башня из слоновой кости, бритва Оккама, или любые бирюльки, бисер, в которые играет алхимик (волк, трикстер, хипстер), складывающие в собственный стол творения, не интересуясь их дальнейшей судьбой.
Восьмое – эсхатология, пророчества, миссионерство, и прочие метафизические инвективы о прошлом, будущем и настоящем человечества, и вообще жизни.
Теперь о вкусах и премиях.
«А судьи кто?»
Вкус формирует спрос, или наоборот. Премии, присуждающие статусную награду автору, влияют на продажи той, или иной книги, или маркетинг вопреки художественным достоинствам формирует интерес к автору.
Загадка.
Во времена оны (вторая половина девятнадцатого века) одним из самых популярных писателей был Перт Боборыкин, с подачи которого слово «интеллигенция» стало популярно, поскольку он это слово стал часто употреблять в прессе как журналист.
Кто-нибудь помнит сегодня этого писателя? А может быть кто-то помнит, что имя Василий Теркин стало известно не после поэмы Твардовского, а после одноименного романа Боборыкина (1892 год)?
А сегодня самых популярных писателей - «великолепная» четверка, из которых все четверо абсолютно фантасты, и либералы. И все по многу раз были лауреатами, и, естественно, жюри.
Финалисты премии национальный бестселлер.
2020 – фантастика
2019 – фантастика
2018 – фантастика
2017 – фантастика.
Что не странно, если учесть состав жюри, среди которых и сами авторы-фантасты. Это закономерность, а не странность.
И в «Большой книге» среди финалистов масса фантастики, и в «Букере».
Кстати, литературных премий в России несколько десятков, но о них мало кто знает. Зато у всех на слуху вышеназванные.