Поговорим о слабых сторонах онлайн-образования. Конечно, их много. Конечно, для многих это большая проблема. Я не собираюсь отрицать этот факт, просто в условиях пандемии предпочитаю делать акцент на преимуществах. Выбора-то у нас нет. Тем более, что министр здравоохранения наконец-то ответил на запрос йока о целесообразности перехода на нормальное образование. Министр заявил, что в весеннем семестре это очень большой риск. Вот так. Анкеты можно сворачивать, потому что анкеты это мнение, а факты - упорная вещь.
Я не буду обсуждать школьное образование, потому что это не моя сфера и потому что я вижу, как тяжело работающим мамам младших школьников. Я также не буду обсуждать прикладные дисциплины и медицинские вузы. По причине, описанной здесь многократно. Я хочу поговорить о наших социальных науках.
Прежде всего, очень сложно первокурсникам- иностранцам. Языка они чаще всего не знают, системы тоже, нас тоже, поэтому преувеличивают, паникуют, пишут миллионы имейлов. Сложно тем, кто привык жить отдельно и работать, а сейчас из-за пандемии и закрытия кафе, ресторанов, малого бизнеса, потерял работу, поэтому вынужден жить с родителями и учиться под их контролем. Да, такое тоже бывает. Сложно выпускникам, они не знают, как найдут работу, смогут ли податься в Европу на магистратуру. Это все человеческий фактор.
С точки зрения образования, особенно сложно на лекциях типа микроэкономики, математики и прочего. Где формулы, А вытекает из Б и так далее. Им бы переспросить, уточнить, а онлайн это еще не так просто.
С технической точки зрения, интернет - вещь ненадежная. Lms платформа на perculus поначалу не сохраняла записи лекций, it офис долго пытался спасти записи. Google meet не позволяет собрать больше 100 человек, и то каждого, не имеющего рабочего мейла, нужно вручную принять. А если их 100? Teams еще хуже в этом плане, плюс там очень неудобное поле уведомлений и сообщений. Следить сложно. Не у всех есть гаджеты, чтобы зайти на лекцию или экзамен. И так далее.
Большая проблема - это этика. Списывания, копипаст, оценивание. С одной стороны, я вижу что студенты нанимают людей, которые за ниx сдают экзамен онлайн. С другой, тесты, на которые система рассчитана изначально, не подходят для 3х и 4х курсов, там learning outcomes подразумевают создание чего-то, что в тестах невозможно. Плюс, на каждый экзамен нужно минимум 60 вопросов с мин 4мя вариантами ответов, что у меня отнимает не менее 4х часов. Классический письменный экзамен подразумевает сканирование и загрузку ответа. Я такой экзамен не проводила, но слышала, что у студентов были трудности с загрузкой. Кроме того, студенты копируют тексты из интернета, что усложняет проверку экзаменов.
Конечно, же есть в образовании духовный аспект. Это радость встречи с друзьями, возможность активно участвовать в жизни университета, это общение с преподавателем. Это тоже никто не отменял. Если подытожить, в онлайн образовании есть огромные возможности, но и огромные проблемы, которые зачастую не имеют отношения к университету, а носят более системный характер. В следующий раз я непременно напишу о том, как я готовлю лекции.