Я полагаю, имеются ввиду полные латы позднего средневековья. Те самые, которые несмотря на защиту каждого сантиметра тела и внушительный вес позволяли ходить колесом, танцевать на балу с дамой, вставать и садиться и даже, прости господи, справлять естественные потребности организма, как большие, так и маленькие.
Пик развития латных доспехов приходится на 15-й век, дальше они делались с оглядкой на мощность тогдашнего огнестрела. В это время они могли весить в диапазоне от 20 до 35 килограммов в зависимости от степени защиты, роста конкретного человека, его собственных предпочтений и талантов мастера. Одетому в них рыцарю обеспечивалась довольно высокая степень подвижности, но от большого количества сочленений всегда старались по возможности отказаться, чтобы повысить общие защитные качества.
Тренированный человек мог носить их довольно долго, а возможность исполнять акробатические трюки кавалеристу была не очень нужна. К тому же, весьма существенный вес приходилось таскать не ему, а лошади. Зато пехотинцы старались оставаться максимально шустрыми и подвижными, поэтому их доспехи всегда являлись более гибкими и легкими.
Но так или иначе, в какое время, в какой стране и каким мастером был придуман полный латный доспех?
На самом деле, это не было какое-то единовременное изобретение. Скорее, в данном случае следует говорить о постепенном развитии, своего рода, эволюции. Защищать человеческое тело целиком и полностью догадались еще микенские греки. Но их манера исполнения предполагала использование бронзы, открытыми оставались и лицо, и руки, а о гибкости и подвижности не могло быть и речи.
Поэтому первые доспехи периода железа защищали избирательно только самые важные участки тела. В раннее средневековье в Европе господствовал кольчужный доспех. Сначала это была обычная рубашка с рукавом в три четверти от длины руки, а иногда и с «капюшоном». В 11-12-х столетиях кольчуга сильно увеличивается в размерах и в конце концов охватывает уже все тело целиком и полностью, включая и лицо.
Первые защитные пластины появляются в конце 13-о века. Интересно, было ли это как-то связано с нашествием монголов? Конечно, католическую Европу оно затронуло лишь частично, а западные страны и вовсе не пострадали, но все же, все же…
В 14-м столетии лат как таковых, все еще нет. Имеются отдельные элементы снаряжения, которые защищают, главным образом, конечности. Но для туловища уже предусмотрена цельная латная кираса. И тем не менее, все это пока что надевается поверх кольчуги и крепится также именно на нее. Где-то при Жанне д’Арк, в начале 15-о века, были созданы наплечники и рондели (те самые заметные круглые диски с передней стороны плеч).
Латный доспех приобрел свой окончательный вид, в дальнейшем совершенствовались только способы креплений и материалы, пластины делались большей формы и правильно подгонялись. Но общая концепция оставалась уже неизменной. В это время ушла в никуда кольчуга – в ней уже не было никакого смысла, латы и без того защищали прекрасно. Остался лишь матерчатый поддоспешник, надеваемый лишь для тепла и удобства.
Двумя основные центрами производства таких доспехов всегда являлись Северная Италия и Южная Германия. Иными словами, миланский доспех делали, как ни странно, в Милане, немецкую готику изготавливали в мастерских Аугсбурга, Нюрнберга и Ландсхута, т.е., в Баварии.