Перечень некоторых употребительных слов, в окончаниях им.п. мн.ч. которых можно ошибиться.
⠀
Множественное число образуется ТОЛЬКО при помощи окончаний -а/-я:
⠀
борта
веера
катера
купола
мастера
паспорта
сорта
стога
⠀
Так употребляете в речи эти формы? Мне «катера» как-то не очень, я бы «кАтеры» сказала...
⠀
Вариативное употребление окончания (-и/-ы - строгая норма, -а/-я - допустимый разговорный вариант)
⠀
годы - года
договоры - договора
отпуски - отпуска
секторы - сектора
тополи - тополя
цехи - цеха
якори - якоря
⠀
Никогда бы не сказала «отпуски». А вы?
⠀
Выбор окончания зависит от значения слова
⠀
пОясы (географические) - поясА (части одежды)
прОпуски (недосмотры) - пропускА (документы)
тОрмозы (препятствия) - тормозА (приборы)
учИтели (идейные руководители) - учителЯ (преподаватели)
⠀
Про учИтелей странновато, на мой взгляд.
⠀
Историческая справка для интересующихся
⠀
Окончания -а/-я во мн.ч. существительных возникли по влиянием двойственного числа. Оно было когда-то в грамматической системе русского языка и обозначало парные предметы. В современном русском сохранились некоторые слова в этой форме: бока, рога, глаза.
⠀
Для образования множественного числа использовались окончания -и/-ы: вечер - вечеры, дом - домы, сорт - сорты.
⠀
С течением времени окончаниям двойственного числа -а/-я стало тесно на своей территории, и они объявили захват чужих позиций: через разговорный язык начали проникать в словари как окончания для формы множественного числа.
⠀
В современном русском такие варианты очень распространены и их число постоянно растёт.
Учителя или учители, катера или катеры, отпуски или отпуска? Не запутаться бы...
18 февраля 202118 фев 2021
850
1 мин
14