Найти тему

Рация в машину - ломаем стереотипы

Оглавление

О пользе в ходе дальних поездок установленной в машине cb (27 МГц) радиостанции знают почти все: водители-дальнобойщики или обычные автотуристы могут передать важную информацию.

За последнее время нам (КБ Беркут) не раз поступали звонки от благодарных клиентов, которым рация в машине - по их словам - спасла жизнь (ночью на плохой дороге успели вовремя затормозить перед крутым поворотом, т.к. дальнобойщики предупредили об аварии).

Но большинство владельцев автомобилей уверены, что такая радиостанция - обязательно предназначенная для стационарной установки в автомобиль и непременно с громадной автомобильной антенной.

Преимущество предназначенных для стационарной установки в автомобиль Си-Би (27 МГц) радиостанций китайского производства - весьма доступная цена:

Конструкторское Бюро Беркут выпускает портативные AM/FM рации диапазона 27 МГц серии Штурман, которые можно использовать в т.ч. и в автомобиле для связи на трассе с дальнобойщиками (при этом эти портативные рации обеспечивают также высокую дальность связи в условиях плотного леса с перепадами высот, что делает их незаменимыми в выходах в лес, для активного отдыха, охоты, рыбалки и туризма).

Отличительные черты радиостанций Штурман:

  • не требуют стационарной установки (монтажа) в автомобиль
  • могут работать с ультра-компактными автомобильными антеннами (например, штатной 14-см или 33-см антенной, вынесенной на крышу с помощью магнитного основания Дельта-50 (импортные автомобильные радиостанции, предназначенные для стационарной установки в автомобиль, не могут работать с компактными антеннами и требуют для адекватной работы длинных - около 1,5 м - автомобильных антенн). Разумеется, при использовании длинной автомобильной антенны дальность радиосвязи у Штурманов гораздо больше, чем с компактными антеннами - но сама возможность применения компактных антенн очень полезна, т.к. большинству пользователей не требуется дальность 15 км - вполне достаточно 2-5 км (обычно при работе с 33 см антенной, вынесенной на крышу автомобиля с помощью магнитного основания Дельта-50, в режиме АМ модуляции дальность приёма на уровне 5 км, а дальность передачи - на уровне 2 км; в FM дальность больше, но дальнобойщики в силу традиций преимущественно применяют АМ). Если установить длинную (1,5м и длиннее) согласованную автомобильную антенну диапазона 27 МГц - дальность радиосвязи резко возрастает.
  • Благодаря конструкции передатчика радиостанции Штурман не выйдут из строя при случайном включении на передачу без антенны (в отличии от импортных радиостанций)
  • пригодятся не только в автомобиле - но и в качестве портативной радиостанции, при этом обеспечат в условиях плотного леса с перепадами высот более высокую дальность связи (в FM), чем импортные рации
  • могут работать на приём и при работе из салона со штатной компактной 14-см антенной (обычная дальность приёма в таком режиме в зависимости от условий от 1 до 5 км). Но для работы на передачу антенна должна находится вне металлического салона автомобиля

Наиболее популярные модели портативных радиостанций для использования в машине (для связи на частоте дальнобойщиков) - Штурман-128 и Штурман-180:

Ещё один стереотип - что в лесу лучше работают высокочастотные (136-174/400-520 МГц) рации.

Радиостанции диапазона 27 МГц (с хорошими параметрами и антеннами) обеспечивают в условиях плотного леса, особенно с перепадами высот гораздо большую дальность и стабильность радиосвязи, чем высокочастотные.

Связано это с двумя факторами, перевешивающими значение остальных:

  • поглощение энергии радиоволны на частоте 27 МГц в условиях плотного леса (хвоей, корой, ветками, стволами деревьев, летом - листвой, зимой - снегом на ветках) на много десятков дБ слабее, чем в высокочастотных диапазонах (VHF - 136-174 МГц и, тем более, в UHF - 400-520 МГц)
  • низкочастотная радиоволна в состоянии обогнуть гораздо более протяжённые препятствия, чем высокочастотная.

Эти два фактора (работающие на низкочастотные рации) оказывают гораздо более значительное влияние на результирующую дальность связи в условиях леса, чем работающий на высокочастотные рации фактор более высокой эффективности компактных антенн из-за меньшей степени укорочения на высоких частотах.

Приведу в качестве примера тесты работы в лесу раций диапазонов 27 МГц, 145 МГц и 433 МГц, проведённые в разных условиях и в разные времена года:

Ещё один стереотип - "все портативные CB рации примерно одинаковы"

Импортные портативные Си-Би (27 МГц) рации существенно уступают по параметрами приёмо-передающего тракта и эффективности антенн отечественным портативным радиостанциям диапазона 27 МГц производства КБ Беркут.

Например, избирательность по побочным каналам у радиостанций производства КБ Беркут Штурман-128 и Штурман-180 - более 100 дБ.

А типичная избирательность по побочным каналам у импортных радиостанций (например, Alan 42 DS) - всего 60 дБ.

Радиостанции производства КБ Беркут способны выделить из эфирного шума (сигнал, открывающий порог спектрального шумоподавителя) 0,05-0,07 мкВ.

Поэтому и работает Штурман-180 существенно лучше, чем Alan 42:

Да и по цене рации диапазона 27 МГц производства КБ Беркут вполне конкурентоспособны: например, цена на радиостанцию Штурман-128 стартует (в зависимости от варианта комплектации), с 8800 руб/шт, а цены на китайский по происхождению Alan 42 на таком же уровне (при существенно меньшей дальности радиосвязи):

Приведу для примера тесты работы в условиях города и леса отечественных и импортных портативных радиостанций диапазона 27 МГц:

Если Вы интересуетесь радиосвязью - ставьте лайки и подписывайтесь на канал Конструкторского Бюро Беркут - разработчика и производителя средств радиосвязи.

Спасибо!