Дрезден в марте 1945 года.
В последнюю зиму Второй мировой войны город Дрезден на востоке Германии был превращен в руины, в результате чего погибли десятки тысяч человек и начались ожесточенные споры о том, было ли нападение оправданным.
Дрезден был столицей земли Саксония, расположенной на реке Эльбе. Это был культурный центр с такими известными достопримечательностями, как Фрауэнкирхе, и его называли Флоренцией на Эльбе.
О численности населения города можно было только догадываться, поскольку беженцы наводнили город незадолго до бомбардировки, когда советские войска продвигались к востоку от города, однако по общим оценкам население во время бомбардировок превышало 650 000 человек.
В начале 1945 года командиры союзников собрались, чтобы разработать план «Громовой удар» - новый план стратегической бомбардировки Германии, в частности, для содействия продвижению советских войск. Они утверждали, что ковровые бомбардировки крупных городов на востоке Германии позволят советским войскам воспользоваться возникшей неразберихой, затруднив передвижение немецких войск с запада от целевых городов.
27 января 1945 года, учитывая вывод Объединенного разведывательного командования союзников о том, что немцы могут усилить Восточный фронт полумиллионом человек (до 42 дивизий), сэр Арчибальд Синклер из Королевских ВВС направил Черчиллю рекомендацию бомбить Берлин, Дрезден, Хемниц, Лейпциг или другие крупные города с доступными ресурсами, чтобы помешать эффективному движению противника, если такое подкрепление будет заказано Берлином.
Бомбардировки Дрездена началась в ночь на 13-14 февраля , когда 796 British Lancaster и 9 Mosquito самолеты были перемещены и сбросили 1478 тонн фугасных и 1182 тонн зажигательных бомб на первом пробеге бомбардировки и 800 тонн бомб на втором прогоне .
Зажигательные бомбы содержали горючие химические вещества, такие как магний, фосфор или вазелин / напалм. Были заявления, что из-за экстремальных температур внутри зданий, вызванных сильными пожарами, образовывались воздушные потоки, в которых убегающие люди засасывались в горящие здания.
Три часа спустя 529 бомбардировщиков Ланкастера сбросили 1800 тонн бомб. На следующий день 311 американских бомбардировщиков B-17 сбросили 771 тонну бомб, в то время как истребители сопровождения «Мустанг» обстреляли проезжающие части (без различия между военными и гражданскими лицами) на улицах, чтобы вызвать дальнейшие разрушения.
Маргарет Фрейер, жительница Дрездена, вспоминала: «Огненная буря невероятна, откуда-то раздаются призывы о помощи и крики, но все вокруг - это единый ад. Слева от себя я внезапно вижу женщину. Я вижу ее по сей день и никогда этого не забуду. У нее на руках сверток, это ее ребенок. Она бежит, она падает, а ребенок по дуге летит в огонь…. Безумный страх охватывает меня, и с тех пор я повторяю себе одну простую фразу: «Я не хочу сгореть заживо».
Лотар Мецгер, еще один житель Дрездена, которому в то время было всего девять лет, вспоминал: « Мы больше не узнавали нашу улицу. Огонь, только огонь, куда бы мы ни посмотрели. Нашего 4-го этажа больше не существовало. Горели обломки нашего дома. На улицах горели машины и телеги с беженцами, людьми, лошадьми, все кричали и кричали от страха смерти. Я видел раненых женщин, детей, стариков, ищущих путь через руины и пламя…. Все время горячий ветер огненной бури отбрасывал людей обратно в горящие дома, из которых они пытались сбежать. Я не могу забыть эти ужасные подробности. Я никогда не смогу их забыть.
Методы бомбардировок, использованные союзниками, заключались в том, чтобы способствовать полному разрушению зданий: фугасные бомбы сначала обнажили деревянные каркасы зданий, затем зажигательные бомбы подожгли дерево и, наконец, за ними последовали различные взрывчатые вещества, затрудняющие усилия по тушению пожаров.
Результаты были ошеломляющими. 24 866 из 28 410 домов в центре Дрездена были разрушены, многие из них - школы, больницы и церкви. Оценки смертей варьируются от 25 000 до более 60 000 (в официальном немецком отчете говорится, что 25 000, по оценкам, 21 271 зарегистрированное захоронение).
Когда закончилась Вторая мировая война, выжившие жители Дрездена начали непростую задачу по очистке и восстановлению своего города. Добровольцы годами расчищали завалы вручную и увозили их.
Были реконструированы многие важные исторические здания города, в том числе Оперный театр Земпера и дворец Цвингер, хотя городские руководители решили перестроить большие площади города в стиле «социалистического модерна», отчасти по экономическим причинам, но также и для того, чтобы отделиться из прошлого города как королевской столицы Саксонии и оплота немецкой буржуазии.
Некоторые из руин церквей, королевских зданий и дворцов, такие как готическая Софенкирхе, Альберттеатр и Вакербарт-Пале, были снесены советскими и восточногерманскими властями в 1950-х и 1960-х годах, а не отремонтированы. Церковь Фрауэнкирхе, которая, возможно, является центральным элементом города, была полностью перестроена только спустя 60 лет после войны. По сравнению с Западной Германией сохранилось большинство исторических зданий.
Женщины убирают мусор в художественной галерее Цвингер. 1946 г.
Рабочие собирают масштабную модель Дрездена, каким он должен выглядеть в 1958 году после его реконструкции российскими оккупационными войсками. 1946 г.
Волонтеры очищают завалы воскресным утром. 1946 г.
Восстановление Дрездена. 1946 г.
Женщины проходят мимо кирпичей на разрушенном здании. 1946 г.
Мужчина ремонтирует поврежденную статую. 1949 г.
Люди расчищают завалы перед руинами Фрауэнкирхе. 1952 г.
Дрезден в 1956 году.
Овцы пасутся возле руин Фрауэнкирхе. 1957 г.
Дрезден в 1961 году.
Макет планируемой застройки в центре города. 1969 г.
Дрезден в 1969 году.
(Фотография: Ullstein Bild / Keystone Features / Hulton Archive / Getty Images / ww2db.com).