Найти тему
Николай Стародымов

Воспоминания о стройбате. Советское руководство создало систему мифов, а потом само же в неё и уверовало... А мы - крайние

ПОЛИТЗАНЯТИЯ

Когда я поместил пару публикаций из своей стройбатовской биографии, читатели восприняли их очень по-разному. Немало оказалось реплик о замполитах откровенно издевательских.

Что тут скажешь? Как и в любом деле, всё зависит, да и всегда зависело, от конкретного человека, да в значительной степени от обстоятельств, а не от должности или рода деятельности. Коль сейчас речь идёт о строительных войсках, то скажу применительно к ним: специфика этой составляющей армии была именно такова, что замполитам иной раз вкалывать приходилось не меньше командиров. Причины основных две: острая нехватка офицеров на низовых должностях, и большое число на них людей, имевших офицерские погоны, но которые не являлись офицерами по своей сути – в первую очередь я имею в виду «двухгодичников», хотя среди них и встречались очень хорошие командиры.

Во всяком случае, о тех двух военно-строительных отрядах, в которых довелось послужить мне, могу сказать точно: замполиты нередко работали, как говорится, и за себя, и за того парня – и за план отвечали, и дисциплину держали, и свои функции профессиональные выполняли (хотя их, как раз, быть может, в меньшей степени).

Оно ведь как: на стройке основное внимание уделялось именно производству, всё остальное признавалось вредным и мешающим интересам дела, а потому игнорировалось. Единственное, на что не смел покуситься никто, так это политзанятия. Правда, в стройбате, в отличие от войск, они проводились только раз в неделю, по субботам. Проведение политзанятий являлось той священной коровой, которая могла ломать любые планы руководителя, они обязаны были состояться, как говорится, при любой погоде. То есть в субботу утром развод на производство проводился на три часа позже – вот и вся разница.

Должен признаться, что в целом я был и остаюсь за советскую власть. Но сколько ж в те времена имело место маразмов!

Те же политзанятия. Ведь по сути своей это нужная и толковая вещь – идеологическая работа необходима в любой армии.

Однако такое ощущение, что наши верховные партийные (они же государственные) вожди до такой степени уверовали в взлелеянный ими же самими миф о всеобщем и полном среднем образовании в стране…

Передо мной сидела сотня, а то и полторы сотни ребят, которые окончили сельскую школу в каком-то отдалённом кишлаке. А я им должен читать самую настоящую лекцию, подготовленную умными дядьками из Института марксизма-ленинизма о преимуществах социалистической системы, об агрессивной сущности империализма, об очередном пленуме ЦК… При этом предполагалось, что усвоившие курс средней школы ребята будут конспектировать сказанное, а потом я с ними ещё и семинар проведу!..

Они просто не понимали, о чём идёт речь, как если бы я общался с ними по-марсиански. И речь тут идёт не о чьей-то неполноценности – ни в коем случае! Просто мы с ними жили совершенно в разных мирах, в которых даже понятийные ряды не совпадали!..

Мне даже неловко представить, кем я выглядел в глазах этих простых и бесхитростных дехкан!.. А ведь приходилось ещё обязывать их конспектировать работы Ленина, всевозможные решения и постановления!.. Они писать-то по-русски не умели, а от меня требовалось проверять, как они законспектировали что-то типа «Империализм и эмпириокритизм»… Маразм!

Мы выдавали ребятам тетради для конспектов, а ребята разрывали тетради для писем домой. Мы пытались прошнуровывать эти тетради, а им плевать было на эту шнуровку.

…Я оформил очень даже неплохую Ленинскую комнату. На планшетах содержалось много самой актуальной на тот момент информации… Но ведь по-русски читать умели в роте лишь немногие. Да и тем идеологические догмы, изложенные на стендах, были очень далеки. Только карту СССР пальцами изъелозили на Москве и на Средней Азии – ну хоть зачатки знаний по географии получили, и то уже хорошо.

В этих условиях я скоро снизил пафос своих речей, стал проводить политзанятия как можно проще, говорил на более насущные темы, чем те, которые предписывались официальными руководящими документами… Пару раз получал за то замечания от своих руководителей, однако те ведь тоже всё понимали, так что и замечания звучали вполне формально.

Наше училище давало знания прекрасные – но теоретические. Практической стороне работы уделялось внимания откровенно недостаточно. Особенно если учесть, что больше половины выпуска заслали именно в строительные войска.

…Так что проведёшь такое вот вроде как занятие… И ведёшь ребят на производство. Прекрасно отдавая себе отчёт, что прошедшие три часа мало чем обогатили подопечных.