Нижняя Синячиха один из замечательных российских музеев под открытым небом. Родился он, как это не редко бывает, под руками под руками подвижника, осознавшего ценность и деревянного зодчества, и удивительной росписи наших предков.
Иван Данилович Самойлов – человек большой и чистой души, воплотивший в себе лучшие черты национального характера. Каждый экспонат музея – эпизод из биографии его создателя, а все вместе они – рассказ о его судьбе, подвижничестве и бескорыстии», - писал академик Д.С. Лихачев.
В 1967 году Самойлов начал реставрацию Спасо-Преображенской церкви.
В 1978 году он открывает в отреставрированном здании музей уральской домовой живописи.
А затем на близлежащей территории создает музей под открытым небом – заповедник деревянного зодчества и народного искусства.
Много лет мне советовали посмотреть этот музей, но все не верилось, что там ждет что-то достойное пристального внимания. И вот, волею судьбы, в этом году удалось там побывать и впечатления превзошли все ожидания.
Собранные вместе деревянные дома целой деревней, с мельницами, амбарами, мостами, банями приходилось видеть и раньше. Есть подобное замечательное место рядом с Ригой, где собрание еще внушительней. Но Нижняя Синячиха порадовала своими проникновенными мелодиями.
Небольшие перепады высот с холмами и водоемом выгодно оттеняют памятники древней архитектуры. И пейзаж, освещенный ярким солнцем среди разошедшихся туч, радовал глаз.
Самым неожиданным открытием стала роспись. Вот уж от чего не ожидал такого впечатления так это от этих примитивов. Примитив оказался совсем не примитивным.
Сначала – вроде и ничего особенного. Роспись растительная – много такой, где только не встречается. Но шаг за шагом, предмет за предметом она затягивает в свой мир радости творчества так, что вдруг оказываешься в неком тридесятом царстве и удивляешься куда же это я попал. Воссозданная комната - расписанная до потолка включительно, с вышивками, кружевами и прочими деталями обстановки прошлого - сразила наповал.
Какая красота, как умудрялись жить наши предки не имея всех достижений нашей цивилизации. Вот она разница между механической цивилизацией и духовной культурой!
Кто были эти удивительные мастера, которые не оканчивали академий, а вернее окончили какую-то другую академию о существовании которой мы теперь и знать не знаем. Как можно нести столько радости света вдохновения имея совсем скромные средства выражения?
Опять эти бездонные тайники искусства, к которым чем больше прикасаешься, тем глубже они становятся. Сколько еще таких неожиданных мест, где нас ждут клады захороненные, ждут своих ценителей, ждут своего часа, ждут своего откровения.