Найти тему
Да, Орешкин

15 фильмов восьмидесятых, которые объяснят зумерам, что такое перестройка

Оглавление

Фильм "Авария-дочь мента" (1989)

Режиссер Михаил Туманишвили

https://www.domkino.tv/news/11420
https://www.domkino.tv/news/11420

Вечная драма "отцов и детей" раскрывается в конфликте Алексея Николаева, принципиального человека старой закалки, с дочерью Валерией, которая вразрез с общепринятыми правилами становится "металлистой". Они представляют собой два совершено разных поколения, взгляды на жизнь у которых сильно различаются, но общая беда заставляет их забыть разногласия.

В фильме доказано, что родительская любовь будет сильна даже в случаях, когда ребёнок умышленно пытается насолить отцу и матери.

«Единожды солгав» (1988)

Режиссер: Владимир Бортко

https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/2103/foto/96333/
https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/2103/foto/96333/

Художник Александр Крюков - состоятельный человек, у которого есть все – признание, деньги, семья и даже любовница. Некогда он был нонконформистом, участником бульдозерной выставки (1974) и оппозиционером в сфере искусства, но отступился от своих принципов и взглядов дабы найти теплое местечко в жизни. Снаружи герой выглядит очень красноречивым, самодостаточным, да и в целом с виду он хорош собой и имеет влиятельного заступника, на самом же деле, где-то в глубоко внутри, он тоскует по былым временам, по юности и вере в справедливость.

Повествование в фильме достаточно простое, прямолинейное. Вырезки из хроники очень хорошо вписываются в композицию, навевают некие эмоции, позволяют проникнуться тому мечтанию и ностальгией, которые охватывают главного героя.

«Полёты во сне и наяву» (1986)

Режиссер Роман Балаян

https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1773646/f5066aaa-d5ab-4e60-a392-c431ed9df044/960x960
https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1773646/f5066aaa-d5ab-4e60-a392-c431ed9df044/960x960

Бывает такая категория людей, которые чётко знают, чего они хотят от жизни. И как этого достичь. И достигают. И это прекрасно. Но есть люди подобные Сергею Макарову: умные, но в то же время без конца совершающие глупости, искренние, но врущие налево и направо, любящие, но одновременно предающие. Зачем человек мучая других, мучается при этом сам? Почему он не собирается что-либо менять в своей непутёвой жизни? Фильм о кризисе в жизни. Герою неспроста исполняется сорок лет.

Это кино о потерявшемся в обществе человеке, остро переживающем несоответствие своего внутреннего мира паспортному возрасту и сражающемся с серьезным жизненным кризисом. А такое может настигнуть в любом возрасте и в самый неожиданный момент.

«Город Зеро» (1988 год)

Режиссёр Карен Шахназаров

https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1629390/2d953adb-17c3-4238-b902-77e7913cf445/960x960
https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1629390/2d953adb-17c3-4238-b902-77e7913cf445/960x960

Простой советский инженер Варакин (Леонид Филатов) приезжает в командировку из Москвы в небольшой городок. Варакину нужно решить с директором завода вопрос о каких-то поставках. Обычная командировка. Маленький город, мимо которого идет не так много электричек, сонная провинциальная гостиница, мухи на окнах и ничего интересного.

Однако с момента посещения Варакиным директора вдруг выясняется, что в этом городе Варакин как бы выпадает из какой-то плоскости. Несколько привычных плоскостей по-прежнему присутствуют, но вот одна из них - совершенно недоступна для понимания.

Это проявляется во многих моментах - например, секретарша директора завода сидит за пишущей машинкой совершенно голая. И проблема в том, что для неё это обычное состояние . На то, что она голая, никто не обращает внимание. Варакин остаётся в шоке, но после посещения ресторана , где ему принесли десерт в виде его головы, он быстро собирается уехать в Москву. Но тут-то и начинается все самое страшное.

«Такси-Блюз» (1990 год)

Режиссер Павел Лунгин

https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1599028/fe4167a6-3ee1-4a8e-a279-5bbdd131988d/960x960
https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1599028/fe4167a6-3ee1-4a8e-a279-5bbdd131988d/960x960

Фраза "Я таких учил и учить буду!" весьма четко и лаконично описывает основной сюжет картины и конфликт главных героев. Знакомство их происходит спонтанно, обычной ночью. Когда Шлыков, работая на такси, подвозит веселую компанию, в которой главной звездой был Петр Мамонов в роли Алексея Селивестрова - музыканта-пропоицы, вечно гуляющего и прожигающего свою жизнь.
Выбрать себе из героев "любимчика" не получится, как бы ты не старался, ведь финал ставит в сюжете не точку, а скорее многоточие. Диалоги проработаны весьма тщательно и в процессе просмотра приходится вникать и осмысливать многие фразы, опущенные персонажами.
Атмосфера фильма изредка веет радостными моментами, она погружает зрителя в сложные времена, в которых без волевых решений человеку будет крайне сложно.

«Ребро Адама» (1990г.)

Режиссер Вячеслав Криштофович

https://img51994.1tv.com/img/2018-08-13/fmt_87_24_9e4d4b0b51b512cc7a226d305a83f48824_7tlxkzxfo48pvr94d7s276w3x.png
https://img51994.1tv.com/img/2018-08-13/fmt_87_24_9e4d4b0b51b512cc7a226d305a83f48824_7tlxkzxfo48pvr94d7s276w3x.png

В крохотной московской квартире живут четыре женщины трех поколений - мать, две взрослые дочери и бабушка, прикованная к кровати. В день рождения бабушки ее дочь и внучки устраивают праздник. Женское уединенность нарушена приходом двух бывших мужей матери, каждый из которых папа одной из дочерей, и нынешним ее мужчиной.

Пока идет подготовка торжества, выясняется, что старшую дочь предал любимый человек, а младшая - 15-ти лет от роду - ждет ребенка...

На фоне невероятно сложных, где-то даже безысходных обстоятельств, героини фильма склонны к самоиронии, не лишены юмора и находят в себе силы жить дальше. У каждой-свой характер, своя правда. Но всех их объединяет, как минимум то, что они, прежде всего-женщины, одновременно слабые и сильные, и которые - одна семья. И при всех разногласиях, недовольствах и ссорах - они друг за друга - горой.

Фильм теплый, призывающий к добру, любви ко всему и ко всем. Нам так этого не хватает в наше время, все бегут, зарабатывают, планируют (не мечтают, не фантазируют) и тянутся к благам материальным.

«Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» (1989 год)

Режиссёр Сергей Соловьёв

https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1773646/f7d1b0af-8c69-4b0b-a053-8f0364fe327d/960x960
https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1773646/f7d1b0af-8c69-4b0b-a053-8f0364fe327d/960x960

Сюжет фильма разворачивается в коммунальной квартире одного арбатского дома, который собираются сносить. Герои фильма – пятнадцатилетний миллионер-сирота Митя Лобанов, а также красавица-бунтарка, дочь богатых родителей Александра, её любовник – сорокалетний женатый мачо Владимир и Толик – душевнобольной сосед, находящийся на инвалидности завсегдатай больницы имени Кащенко.

1989год. Разгар перестройки и экономических волнений. Это было странное время: те, кто богаче, ещё не стали олигархами, средний класс не стал бедняками, а бедные не превратились в нищих. Нравственное и духовное взросление молодой, но не маленькой Александры, юного Мити и сорокалетнего Владимира показано в безумной красочной атмосфере простой советской квартиры. Фильм мрачный, печальный, временами душераздирающий. Черных красок в нём больше, чем оптимизма, но без них не понять основной смысл картины.

Персонажи фильма весьма своеобразны, у каждого свой оригинальный характер. Александра в начале фильма кажется какой-то ребячливой, наивной, чего нельзя сказать о ней в конце просмотра картины, когда мы видим её уже в роли взрослой мудрой женщины. Любовнику Саши хоть и исполнилось сорок лет, но по интеллектуальному развитию ему нельзя дать больше 17, чего не скажешь о Мите, которого жизнь без родителей научила быть взрослым.

«ЧП районного масштаба» (1989)

Режиссер Сергей Снежкин

https://gorky.media/wp-content/uploads/2017/03/mini-18.png
https://gorky.media/wp-content/uploads/2017/03/mini-18.png

Откровенный и жесткий фильм о комсомольской элите ("аппаратчиках") начала 80-х годов. Идет процедура приема подростков в комсомол. Чиновники райкома, где проходит эта церемония, суетятся и спешат с ее завершением – первый секретарь райкома уходит "на повышение". Члены бюро уже с нетерпением ждут вечера, чтобы отпраздновать это событие в сауне. И вдруг ЧП… Через окно в помещение райкома забираются злоумышленники, устраивают погром и уносят алое знамя…

Николай Шумилин — первый секретарь райкома комсомола в крупном городе. Он требовательный трудоголик с неплохими карьерными перспективами. Под него уже освободилось место в горкоме. Но и на солнце бывают пятна — у Николая не все в порядке дома. Отношения с женой разладились, так как из-за напряженной работы он почти не видит семью. Николай отправляется в отпуск один, плавает в море, занимается подводной охотой, пьет южное вино. Вдруг звонок: в райкоме Чрезвычайное Происшествие! Кто-то ночью забрался в зал заседаний и устроил погром…

У Николая и так не все идет гладко, а тут жизнь совсем становится «крутящимся колесом». Концовка фильма немного поражает. От этого и идет понимание и восприятие того времени и современного. Можно сказать, что люди в партиях остались те же, только флаги сменились…

«Игла» (1988)

Режиссёр Рашид Мусаевич Нугманов ,

«Нет, цель жизни это… цель жизни это… мозг болит, не знаю дальше, устал»
«Нет, цель жизни это… цель жизни это… мозг болит, не знаю дальше, устал»

Период перестройки, затяжной борьбы с бедностью и голодом дал о себе знать. Товарно-денежные отношения входят в норму. Выбивание долгов различными способами, как одна из форм выживания. И вот появляется он, Моро. Герой -одиночка. Герой, который борется со всем этим ужасом. Один против всех. И все против него. Он приезжает в город. Без жилья и, конечно же, денег. Не ведая куда идти и к кому обратиться. И лишь один человек на всём белом свете сможет ему помочь. Это окажется Дина. Человек, который точно был не безразличен Моро. Мы можем лишь догадываться о его помыслах и о его любви к ней. Девушка оказывается в наркотической зависимости. Сидит «на игле». Отсюда, собственно говоря, и название фильма. Моро же не принимает подобной позиции. Ведь он антисоциальный герой. Герой, который хочет направить всех на путь истинный.

Все, что показано в этом фильме, всё находит отражение в реальном мире. Цой это понимал. Прекрасно понимал. И лишь хотел донести всё это до людей. Этот фильм, как никогда кстати, подойдёт для просмотра и в нынешнее время. Проблема эта до сих пор не ушла. Она осталась. Она развивается. Причём с невероятной скоростью. И лишь остаётся догадываться, сколько же людей сидят на той самой «игле».

«Взломщик» (1986 г.)

Режиссер Валерий Огородников

https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1777765/f0a37f27-0bf6-40e3-81d1-6b8952b79b9b/960x960
https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1777765/f0a37f27-0bf6-40e3-81d1-6b8952b79b9b/960x960

Братья, старший Костя и младший Семён, вместе с отцом-одиночкой проживают в маленькой коммунальной квартире. Костя увлекается рок-музыкой, которая является для него образом жизни, как и для немалой части молодежи того времени. Отец уделяет мало времени сыновьям, но между братьями вырастает настоящая дружба. И когда Костя попадает в очень сложную ситуацию, его брат идёт на всё, чтобы помочь ему.

Фильм показал активно прорастающую рок-культуру в благоприятную для них время. Показать, что появилось новое поколение и это факт. А в общем, этот фильм предназначен для тех, кто питает явную симпатию к ленинградскому року и его последователям. Фильм хорошо передаёт атмосферу того времени.

«Зеркало для героя» (1987 год)

Режиссер Владимир Хотиненко.

https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1900788/25aa5bc4-1c3e-4c79-96ee-076a666074bc/960x960
https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1900788/25aa5bc4-1c3e-4c79-96ee-076a666074bc/960x960

Сергей Пшеничный живет в Москве и работает психологом. Главный герой не ладит со своим отцом, который прошел войну. Сергей не только не поддерживает взгляды отца на его советское прошлое, но и не хочет узнать его ближе. Однажды попав в прошлое, он увидел жизнь своих родителей в послевоенные годы.

В фильме отлично показан конфликт между поколениями. Также он дает задуматься о том, через что пришлось пройти людям в послевоенные годы, как сложно было восстанавливать утраченные страной ресурсы, но, несмотря на все сложности, люди любили свою жизнь и радовались мелочам. Поколение, далекое от страшных лет войны и не затронувшее времена СССР, наглядно может увидеть тяжелые судьбы людей.

«Без свидетелей» (1983 год)

Режиссер Никита Михалков

https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1900788/dc9495b9-41e2-4c01-a7d1-6d3b34af2760/960x960
https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1900788/dc9495b9-41e2-4c01-a7d1-6d3b34af2760/960x960

Это история о нем и о ней, о бывших супругах, некогда любивших друг друга. Главный актёр на протяжении всего фильма заставит вас испытать по отношению к нему кучу различных чувств: радость, недоумение, злость и тд. Но в конце становится его просто жаль. Она же вызывает только гордость: гордость за ее стойкость, некую мужественность, за материнский инстинкт. Он оставил ее и своего сына, чтобы жениться на дочери академика, тем самым обеспечив себе блестящую карьеру и благополучное будущее. Она же все ждала его, больше 9 лет надеялась, что он, ее любимый, вернётся в семью, но этого все не наступало. В какой-то момент она поняла, что это и не произойдёт вовсе.

Советские фильмы наполнены эмоциями, которые вызывают гамму чувств у зрителей. Так и в этом фильме, мурашки с тела не будут сходить с первых минут и до конца фильма. Здесь всего два актера, но какая игра...

«Бакенбарды» (1990)

Режиссер Юрий Мамин

https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1773646/dae41e29-f495-4ad7-bbad-8549b39e9d21/960x960
https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1773646/dae41e29-f495-4ad7-bbad-8549b39e9d21/960x960

Яркие сцены, харизматичные герои и великолепная игра актёров - всё это позволяет с головой погрузиться в ту атмосферу, почувствовать себя участником тех событий. В фильме продемонстрированы проблемы, которые несмотря на то, что картина снята в 90-е, актуальны до сих пор.

Провинциальный город Заборск раздирают на две части враждующие группировки. Первая из них – «Капелла»: пестрые неформалы, устраивающие абсолютно феерические шоу. Вторая банда – «Бивни», «тупые качки», которые дни напролет тренируются в подвале, упражняясь на самодельных тренажерах из батарей отопления, а по ночам выходят из сумрака, отлавливая зазевавшихся «капеллистов». Но неожиданно в эту вражду вступают новые герои – «Клуб любителей Пушкина», несущие в свет идеи великого поэта. Чем же закончится это противостояние и к чему оно приведёт вопрос сложный, ответить на который смогут только жители города.

В фильме ярко показано разрушение старой идеологии, порядка, и построение молодым поколением «детьми перестройки» новых ценностей, идей и поиска себя. Он демонстрирует как любую, даже самую безобидную идею можно превратить в оружие.

«Оглянись» (1983)

Режиссер Аида Манасарова

https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1704946/4b4c3a89-77fe-4032-9c20-da4eb5ed3694/960x960
https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1704946/4b4c3a89-77fe-4032-9c20-da4eb5ed3694/960x960

Во все времена безкомпромиссный юношеский максимализм сталкивается, как кажется подросткам, с полным не пониманием со стороны родителей. Эта данность через которую проходят все семьи.

Мать (Анастасия Вознесенская), похоронив мужа, находится в состоянии депрессии и одиночества. Когда сын Виктор (Дмитрий Щеглов) начинает ей мстить за детские обиды и делает это до тех пор, пока Мать не приходит в полное отчаяние.

На помощь матери Татьяне приходит друг - врач Юрий Николаевич( Олег Табаков). Он советует обратиться к психотерапевту (Андрей Мягков). Но, предупреждает, что у него не простой метод лечения.

С этого момента раскрывается вторая проблема фильма. После посещения психолога зритель понимает, что Татьяна(Мать) никогда не умела любить и отдавать свою любовь мужчинам. Ни родному отцу Виктора, ни покойному мужу, даже сыну. Образовывается такой многоугольник, где крайним углом оказывается Виктор. В нем, в своём сыне Татьяна пытается найти любовь и свое спасение от одиночества.

«Сон в красном тереме» (1989 год)

Режиссер Андрейс Аболс

https://simkl.in/fanart/67/677556234b1b508a5_0.jpg
https://simkl.in/fanart/67/677556234b1b508a5_0.jpg

Первое , что бросается в глаза , это насколько улицы Екатеринбурга, бывшего Свердловска, лица людей, манера речи отличны от сегодняшнего времени. Но это лишь на первый взгляд….

Мы видим отношение общества к “бунтарской музыке”, которое было во времена СССР, и это лишь показывает, как с каждым поколением, именно та легкомысленная молодежь меняет времена и общепринятые законы. Как вы уже догадались, этот фильм не только о запрещенном многими взрослыми той эпохи русском роке, но и о философии разрушения “блоков” в сознании общества.

“Запрещенная” музыка не была рассчитана на массовую аудиторию, она рассказывала о том, что нельзя было услышать в “попсовой” лирике , поднимала проблемы существующего строя, выражала искренне и откровенно чувства и желания русской души. Именно в это время были созданы все предпосылки для развития андеграунда, появился свердловский рок-клуб со своим мнением на разный счет.

Над составлением обзора работали студенты Гуманитарного университета (Екатеринбург) Егор Бочкарев, Зарина Иброхимова, Екатерина Кокшарова, Александра Косвинцева, Анастасия Кудашкина, Марина Лещева, Анастасия Патракова, Валентина Сазыкина, Диана Ситникова, Юлия Тухватулина, Дана Уткина, Марина Черемисинова, Елизавета Шлыкова, Анастасия Щипанова, Мария Цаплина.