Мать и мачеха
Люда так и не решилась назвать Елену мамой. Это простое слово застревало в горле и не хотело выходить наружу. Отчаявшись, она поделилась с бабушкой своими переживаниями:
-Мне так неловко, я ведь сама написала ей письмо и попросила разрешения называть мамой. Я не думала, что это так трудно.
Бабушка понимающе смотрела на внучку и ласково гладила по голове:
-Дочка, это придёт само собой.
- Ведь я хочу назвать её мамой, а не могу. Почему так бабушка?
-Когда душа твоя откроется, ты сама это поймёшь.
За время зимних каникул Люда ещё ближе сошлась с Инной. Они ходили за водой на колодец, топили баню, помогали маме в сарае, а вечерами вместе наряжались в клуб на танцы. Потом под шумок, пока ещё танцы были в самом разгаре незаметно ускользали через заднюю дверь. Ваня и Володя, которые жаждали непременно проводить их до дома, заметив их исчезновение, бросались в погоню.
Возбуждённые и счастливые девочки прятались от настырных кавалеров за сугробами, петляя и путая следы, потом прибегали домой и тихонечко пробирались к своим кроватям, чтобы не разбудить спящих домочадцев. На следующий день дружно хохотали, обсуждая как они опять провели ребят за нос. Ни с кем хороводиться из сверстников они не хотели. Люда делилась с Инной девичьими секретами, которые бабушке не расскажешь.
-У нас в группе есть парень Дима. Ходит за мной по пятам.
-А тебе он нравится?
-Да нет. Он мне до лампочки.
-А тебе?
-Никто не нравится. Есть у нас в группе один. Стихи мне пишет.
- А ты?
-Я ничего. Он смешной.
Инна рассказывала сестре про своих ребят, одногруппников, про техникум, а Люда -про училище. Люде было покойно среди семьи и она не ощущала такого страстного желания бежать к своей подруге Наде, как летом.
Две недели дома пролетели как один день. Люда, Марина и Люся с полными чемоданами домашних деликатесов и гостинцев стояли в Аксаково, поджидая автобус на Октябрьский. Неожиданно рядом с ними появилась Валентина и бросилась к Л юде , пытаясь обнять:
- Дочен ька, моя, здравствуй. Вот узнала от Нади, что сегодня уезжаешь, пришла тебя проводить.
-----------------------------------------
Деревенские байки:
Как жених невесту перед свадьбой проверял - Потоп - Шуйтан - Ночь на Благовещенье - Как женили горбуна - Как жених невесту перед свадьбой проверял - Как женщина-обезьяна прокляла мужчину - Варька - Ведьма - Про свадьбу, похороны и покойницу - Павел - Шурка - Бедная-бедная Лиза - Утопленница - Байка про коня - Как бабы лесника проучили -
-------------------------------------------
Валентина закоченела на морозе, когда-то шикарное пальто из чёрного сукна с цигейковым воротником истёрлось и уже не грело. Раньше она модничала и покупала себе хорошие вещи. А теперича не до обнов. Хоть она и работала по-прежнему как ломовая лошадь, деньги уходили на взрослого сына Мишеньки. То на мотоцикл копили, потом костюм новый справили. Она, подпрыгивая и ежась от холода, ходила по утоптанному снегу вокруг небольшого парка, терпеливо высматривая доч ь. Можно было погреться на вокзале, но она опасалась с ней разминуться.
-А что меня провожать?! -грубо оборвала маму Люда . - Я ж не в армию ухожу.
Валентина осеклась, почувствовав полное неприятие и холод. У неё было ощущение, что она напоролась на колючую проволоку. Она сделала ещё одну попытку.
- Дочен ька, как ты? Как устроилась на новом месте? -заискивающе спросила Валентина. -Нравится?
-Нравится.
-А я-то теперь опять в Светловку к матери вернулась. Мишеньку -то моего посадили.
-За что посадили?
Валентина немного замялась, не желая говорить правду. Потом, приблизив к ней укутанное клетчатой шалью, лицо, прошептала:
-Человека убил. Ты не думай. Он не хотел. Он выпивши был. Так получилось.
-Убил?! - Люда резко отодвинулась от матери, как от прокажённой. -Мама, иди уже ! Автобус вон едет.
Валентина вдруг рассвирепела и пошла в наступление:
-Мамка теперь плохая стала?! Мамка теперь не нужна?! Это всё твой отец виноват! Я ему покажу!
-Мама, оставь его в покое.
- Ты его защищаешь?! А меня кто пожалеет?!
Последние слова расстроенная дочь не слышала, нахлынувшая толпа занесла её в переполненный автобус.
-Доченька, напиши мне письмо, -кричала у дверей автобуса Валентина, будто просила милостыню. - Я ждать буду.
Люда потом ругала себя за грубость с матерью, но ничего поделать не смогла. Чувства сострадания не было, обида сидела прочно и никуда не делась. Из-за этого Мишеньки она бросила её одну в деревне, а позже и дом продала. А теперь ещё и оправдывает его.
Каждый раз она появлялась и рушила с таким трудом склеенный мир, тянула её назад в прошлое, в горькие и больные воспоминания.
Люда с горечью вспоминала как ещё совсем недавно мама с Мишенькой «играли свадьбу». Какие -то совершенно чужие тётка с дядькой из -под Бижбуляка устроили сватовство по всем правилам, как подвыпившие мамины подружки пели и плясали . Даже фату из кр уже вной занавески нацепили на голову невесте. Люда не знала куда деваться от стыда, ей казалось в таком возрасте стыдно свадьбы игра ть и что эти подружки просто надсмехаются над мамой.
-Люди детей замуж выдают, а я маму. -говорила Люда .
Во время разгара гулянки Валентина оделась и усевшись на крыльце, дожидалась, когда выйдет жених.
Люда без пальто в одних валенках выскочила следом:
-Мама, они ведь над тобой смеются!
-Кто смеётся?
-Подружки твои.
-Не выдумывай. Никто не смеётся. Они меня уважают.
-Мама, ты куда собралась, на ночь глядя?
-Я с Мишенькой поеду.
-Может потом поедешь? Куда так торопишься? -Люда повисла на маме. - Не уезжай. Останься.
-Мала ещё маму учить, - отмахнулась от дочки Валентина. - Пусть все видят, что меня замуж берут.
-А как же я?
- Тебя я потом заберу .
И, взяв под ручки Мишеньку, отбыла вместе с ним и сватами на вечернем автобусе. Она так спешила, что ничего с собой не взяла, в чём был а в том и уехала, оставив дочери свадебный стол с грязными тарелками и пустыми стопками.
-------------------------
Книги:
Полинка - Цвета холодных лет - Ты лучше всех - Мачеха
---------------------------