Найти тему
Секретные Материалы 20 века

Тайны изумрудного бизнеса

Большая часть международного рынка изумрудов контролируется сообществом, происходящим от так называемых криптоевреев Центральной Азии. Само понятие «криптоеврей» обозначает тайного последователя иудаизма, показательно демонстрирующего приверженность к какой-то иной концессии. Опыт в международной полулегальной торговле, а также доступ к кредитам через семейные связи позволили им преуспеть в торговле колумбийскими изумрудами. Члены этого сообщества до сих пор путешествуют между Боготой и алмазным районом Нью-Йорка, перевозя лучшие в мире изумруды.

Нью-Йорк, 5-я авеню
Нью-Йорк, 5-я авеню

ОТКУДА ПРИШЛИ «ИЗУМРУДНЫЕ» КРИПТОЕВРЕИ?

Религиозная торговая диаспора, которая контролирует значительную долю мирового изумрудного бизнеса, ведет свою историю со времен вавилонского пленения евреев. Когда в 538 году до н. э. персидский царь Кир завоевал Вавилонское царство Навуходоносора, он освободил израильтян и отправил многих из них в Иерусалим для восстановления храма. Однако значительная часть израильтян предпочла остаться в Персии и Вавилоне.

Потомки представителей этой группы расселились по Персии, некоторые из них обосновались в Мешхеде, крупнейшем городе в провинции Хорасан, на территории нынешнего Северо-Восточного Ирана.

Надир-шах, любитель драгоценных камней
Надир-шах, любитель драгоценных камней

В Новое время Хорасан считался опорой Надир-шаха, завоевавшего всю Персию и угрожавшего Великим Моголам в Северной Индии. В 1739 году его солдаты разграбили Дели, захватив самые восхитительные драгоценности, которые когда-либо видел мир. Среди них были и колумбийские изумруды, большинство из которых до сих пор хранится в сокровищнице Ирана.

Страна, которая сейчас называется Колумбией, являлась тогда испанской провинцией Новая Гранада. Коренные жители добывали превосходные изумруды в шахтах Музо и Коскуэз задолго до прибытия конкистадоров. Однако испанцы плохо распоряжались этими богатствами, перенасытив рынок Европы. Группа сефардских криптоевреев (скрывавшихся от испанской инквизиции) направляла камни из королевской казны Испании контрабандистам, которые создали свою сеть, простиравшуюся от Картахены до Индийского субконтинента. Так изумруды попали в Дели, в сокровищницу Великих Моголов.

У Надир-шаха было мало времени, чтобы насладиться новообретенным богатством. Перед тем как начать новую серию военных кампаний, он выбрал место для своей сокровищницы – укрепленные пещеры близ Мешхеда. Переселенные в Мешхед евреи стали казначеями.

Мешхед
Мешхед

Но вскоре великий шах был убит, и еврейская община Мешхеда получила возможность распоряжаться доверенным ей богатством. Многие здешние уроженцы основали анклавы в городах Шелкового пути – Герате, Афганистане и Мерве. Они торговали такими разнообразными товарами, как бирюза, ковры, сухофрукты, золото, каракуль, и, конечно же, изумрудами. Сдружившись с туркменскими скотоводами-кочевниками, получили их защиту во время своих путешествий.

НОВАЯ НИША В ЮВЕЛИРНОМ МИРЕ

Криптоеврейская община постепенно разрасталась в Израиле, Иране и Афганистане. Сегодня большинство потомков еврейских общин Мешхеда, Герата и Мерва живут в Квинсе или на Лонг-Айленде. Ключевые пункты их бизнеса – Милан, Лондон, Нью-Йорк.

Торговлю так называемыми «белыми бриллиантами» контролировали европейские евреи, поэтому главная ставка была сделана на изумруды. Рассеявшись по всему миру в поисках уникальных цветных драгоценных камней, криптоевреи ездили в Бирму, Таиланд и Шри-Ланку, попутно скупая рубины с сапфирами.

В середине 1960-х годов небольшими группами криптоевреи потянулись в Колумбию, где добыча изумрудов контролировалась государственной монополией «Эль Бланко». Однако наравне с государственным успешно процветал и незаконный рынок изумрудов. Тысячи «гуакеро», или нелегальных горняков, толпились вдоль шлюзов, смывавших покрывающую породу с шахт, копаясь в черной воде в поисках камней. Эти незаконно добытые изумруды попадали в итоге на уличный рынок в Боготе.

Природный колумбийский изумруд
Природный колумбийский изумруд

Пионеров колумбийской изумрудной торговли не смущали незаконные аспекты ведения бизнеса. Они подкупали сотрудников банка, устраивали скрытые аукционы и вели дела с местными криминальными «донами». Отмывание денег между Колумбией и США еще не было серьезной проблемой. Таможенные органы Америки не интересовались, откуда пришли товары и сколько они стоили.

Большинство же мешхадцев, гератцев и мервийцев не интересовались физически опасным и финансово рискованным бизнесом на изумрудных рудниках. Они скупали и продавали камни. Большинство импортеров изумрудов никогда не приближались к местам добычи и лично не присутствовали во время сделок в центре Боготы. Западные предприниматели-евреи предпочли наладить партнерские отношения с местными сефардскими еврейскими бизнесменами, которые могли договориться о покупке товаров и их легальном вывозе из страны.

Колумбийские шахтеры
Колумбийские шахтеры

В отличие от нефтяных и сельскохозяйственных синдикатов, торговцы изумрудами хорошо знают свой товар и испытывают к нему своего рода личную привязанность: «Мы обращаемся с камнями как с членами семьи».

Одна из причин того, что международная торговля изумрудами контролируется торговыми диаспорами, заключается в том, что у этого бизнеса есть серьезный проблемы с ликвидностью. Расходы, связанные с добычей изумрудов, огромны. Производителям необходимо быстро продавать свой товар за наличные. Однако готового потребительского рынка для прекрасных колумбийских изумрудов нет. Камень, который продается по цене 4000 или 5000 долларов за карат при оптовой сделке в офисе Боготы, будет стоить 15 000 долларов за карат, когда он будет вставлен в готовое ювелирное изделие и выставлен в витрине.

В небольшом конверте можно носить прекрасные колумбийские изумруды на миллион долларов.

Богота, столица Колумбии
Богота, столица Колумбии

БИЗНЕС НА 47-й УЛИЦЕ

Большая часть перемещений между офисами и даже между странами осуществляется брокерами. Они играют главную роль на всех этапах оптовой торговли изумрудами. Посредники привозят камни от своих колумбийских владельцев иностранным клиентам.

Колумбийские патроны, непосредственно участвующие в добыче изумрудов, известны своей нетерпеливостью и склонностью к насилию, что в некоторых случаях делает их плохими переговорщиками в отношениях с иностранными клиентами. Поэтому они нанимают комиссионных брокеров, во многих случаях привлекательных женщина. Эти брокеры терпеливо ждут и вежливо ведут переговоры, чтобы довести транзакции до успешного завершения.

Еврей-хасид проверяет качество бриллианта
Еврей-хасид проверяет качество бриллианта

Брокеры выполняют еще одну важную функцию. Они знают, что у каждого в сейфе. Если клиенту нужен камень определенного типа или камень такого размера или формы, которого нет в инвентаре одного из дилеров, существует большая вероятность, что посредник все же быстро найдет требуемый товар.

Изумрудный район Нью-Йорка на 47-й улице между 5-й и 6-й авеню и сегодня остается важным центром ювелирного бизнеса. Улица усеяна высокими зданиями, в которых расположены тысячи офисов импортеров, экспортеров, брокеров, дизайнеров, дилеров и людей, занимающихся всеми аспектами торговли драгоценными камнями. Изо дня в день молодой продавец из Мешхеда или Герата поднимается на лифте на верхний этаж здания и ходит по коридорам, стучась в двери, показывая свои товары и пытаясь продать их. Достигнув нижнего этажа, он переходит в следующее здание.

Члены этого сообщества также внимательно следят за своими должниками. Это достаточно просто, поскольку все они связаны, живут в одних и тех же районах и посещают одни и те же синагоги.

Честность и прямолинейность возведены в статус религиозных добродетелей в торговых еврейских диаспорах: «Они знают вас, они доверяют вам, они дают вам один-два миллиона без проблем». Чтобы добиться успеха в этом деле, они должны доверять друг другу.

Доверительные и кредитные отношения являются неотъемлемой частью функционирования бизнеса. Эти отношения формируются на основе родства, близости, религиозной принадлежности и общей истории. Подобные отношения составляют основу социальной морали. Но они не укладываются в логику формальной финансовой системы. Таким образом, с точки зрения государственной бюрократии такая экономика кажется коррумпированной и опасной.

Бизнес изумрудных камней и контролирующие его религиозные сообщества пережили множество штормов. Все друг у друга в долгу. Их связывают долги за деньги и камни. Это не делает их уязвимыми, это делает их сильнее.

Колумбийские изумруды после обработки
Колумбийские изумруды после обработки

«Секретные материалы 20 века» . Александра Шепель, журналист (Вильнюс)