Найти тему
Юстасия Тарасава

Книги о природе-2. Бернгард Гржимек и советские учёные

Издательство «Мысль», 1978
Издательство «Мысль», 1978

«Для диких животных места нет» — Бернгард Гржимек так смог рассказать, что я сама чувствовала себя диким животным, для которого нет места.

Как профессор Гржимек, директор Франкфуртского зоопарка, который он восстановил из руин, оказался в заповеднике Танзании? Гржимек сорок лет возглавлял Франкфуртское зоологическое общество, которое занималось проблемами природы во всём мире. А как Гржимек оказался во Франкфурте? Бежал от гестапо, которое подозревало его в помощи скрывавшимся евреям и устроило обыск в его квартире. У меня нет цели пересказывать биографию Бернгарда Гржимека или пересказывать его книги, я просто вспоминаю моё детство. Эх, почитать бы энциклопедию «Жизнь животных» Гржимека — в 13 томах!..

На русском можно прочитать рассказы о природе «Они принадлежат всем: Борьба за животный мир Африки», «Австралийские этюды: О животных и людях пятого континента», «Среди животных Африки», «Наши братья меньшие», «Дикое животное и человек», «От кобры до медведя гризли», «Животные рядом с нами», «Не щадя сил», «Животные жизнь моя: 50 лет: события и исследования», «Серенгети не должен умереть», «Для диких животных места нет», «Мы жили среди бауле», «Мы вовсе не такие».

Исключительный случай — я настоятельно рекомендую посмотреть кино! Оба снятых Бернгардом Гржимеком с сыном Михаэлем фильма.

«Для диких животных места нет» (переводят также «Не место для диких животных») на берлинском фестивале 1956 года получил сразу две награды: «Золотой Медведь» за лучший полнометражный документальный фильм и Большой золотой приз.

Снятый в национальном парке Танзании Серенгети фильм про антилоп Бернгард Гржимек доделывал уже без Михаэля, который в начале 1959 года разбился на самолёте, столкнувшись с птицей... В 1960 году Гржимек получил премию «Оскар» за лучший документальный фильм — «Серенгети не должен умереть». Эта классика кинодокументалистики была первым немецким фильмом, получившим «Оскар».

Своими фильмами отец и сын Гржимеки содействовали созданию заповедников, они вытеснили моду на африканские сафари, истреблявшие животных, и заменили её на более гуманные фото-сафари. Власти Танзании поддержали намерение Бернгарда Гржимека пожертвовать полученные за фильм о Серенгети деньги на превращение региона в национальный парк. До научно-популярных книг и фильма Гржимеков Серенгети был охотничьим заповедником, территория которого охранялась лишь формально, в документах. Сейчас Серенгети признан памятником всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО.

Про байопик. Недавно сделанный биографический фильм «Гржимек» я не смотрела и не собираюсь. Возможно, он хорош. Даже наверняка, ведь режиссёр опытный — Роланд Зузо Рихтер. Я просто не готова сравнить его видение с моим внутренним портретом Гржимека. Лучше перечитаю «Мы вовсе не такие».

«Не знаю, подействовали ли на общественное мнение мои слова, но несколько позже столь необходимого сотрудничества в борьбе с браконьерством удалось добиться, и дело пошло на лад.»

Бернгард Гржимек, «В тревожное время»

И вот про этот выпуск сборника «На суше и на море» уже рассказывала — а там тоже Гржимек. В переводе Евгении Александровны Геевской, талантливой журналистки и переводчицы. Её тексты украшают издания этого альманаха с 1974 по 1984 годы.

Эти книги объединяю вместе — потому что профессор Андрей Григорьевич Банников тоже много лет был другом Гржимека, и во многом усилиями Андрея Григорьевича (и, конечно, Евгении Александровны Геевской) труды выдающегося немецкого натуралиста были изданы в СССР.

Издательство «Мысль», 1976
Издательство «Мысль», 1976

В книге «Заповедными тропами зарубежных стран» известные учёные Андрей Григорьевич Банников, Б.А. Борисов, Александр Александрович Кищинский, Николай Николаевич Дроздов, Владимир Евгеньевич Флинт рассказывают о национальных парках и резерватах Европы, Азии, Африки, Австралии, обеих Америк. В предисловии советские учёные благодарят своих иностранных коллег, и среди перечисленных назван и Бернгард Гржимек. Эти люди планетарного масштаба делали вместе величайшую работу.

«Дядю Колю» Дроздова представлять, думаю, нет необходимости. Мы привыкли его видеть на экране, а он ведь замечательный писатель! Если вдруг не читали — прочитайте «Полёт бумеранга», его переиздают с 1980, бессрочный хит. И не заметите, как и все остальные его книги проглотите.

Не удержалась показать вам «Клуб кинопутешествий»  за 1967 год — Андрей Григорьевич Банников рассказывает (с 6-ой минуты) про национальный парк Серенгети.

Популярная в моём детстве фраза из мультфильма про 38 попугаев имела для меня особый смысл. «У меня есть мысль и я её думаю». У меня тоже была мысль. Издательство «Мысль».

И думала я о том, о чём читала.