Не только соискатели мечтают об идеальном работодателе, который будет платить, обучать и создаст комфорт на рабочем месте, но и у работодателей есть свой портрет идеального кандидата, которого они хотели бы видеть у себя сотрудником. Не стоит этого бояться, это нужно просто принять как данность. Итак, каков же идеальный кандидат в глазах работодателя? К чему нужно стремиться нам, чтобы стать востребованными специалистами в их глазах?
Очевидно, что ключевое значение имеет профессионализм, hard skills – профессиональные, технические навыки, которые можно продемонстрировать. Ключевой проблемой при выборе сотрудника является как раз отсутствие необходимых навыков. В худшем случае – для обучения нового сотрудника нет ресурсов, кандидатов с подходящей квалификацией сложно найти, как и выпускников учебных заведений. В лучшем - есть возможность обучить сотрудника, или помочь овладеть всем на практике выпускнику. К сожалению, не во всех организациях есть возможность это сделать, поэтому в большинстве вакансий мы видим фразы примерно такого содержания: «требуется сотрудник с опытом работы не менее 2-х лет».
Однако, если у вас есть требуемый опыт не факт, что вас возьмут. Почему? Это связано с другим не менее важным качеством кандидата – обучаемостью. Нет, это не та обучаемость, о которой обычно пишут в резюме. Это качество можно скорее отнести к самообразованию. Очень важна способность сотрудника почувствовать изменения в профессии, почувствовать то, что ему чего-то не хватает с точки зрения знаний, умений, навыков. Способность специалиста самостоятельно получать необходимую информацию, получать дополнительные навыки очень важна. Именно эта черта позволяет оставаться конкурентоспособным долгое время.
Со временем все знания устаревают. Глубочайшим заблуждением будет допущение того, что получив однажды образование, вам хватит его на всю жизнь. Нет, среднее-профессиональное, высшее образование – это всего лишь база, фундамент, на котором еще предстоит построить дом своего профессионализма. Например, выпускник, придя на свое место работы, обучается. Хотя, казалось бы, только вышел из стен вуза, его знания еще не устарели. Но, их не хватает с точки зрения практики. Важно самообразование.
Наверняка, пролистывая вакансии, вы не раз видели те из них, обязанности в которых создают впечатление того, что одним специалистом пытаются заменить двух сотрудников. Это действительно так. Малые организации и компании среднего уровня делают упор на многофункциональность сотрудника. Ведется поиск человека, который сможет взять на себя обязанности сходные по виду деятельности, или предполагающие сокращение цепочки лиц, выполняющих одно задание. Из разряда: один участок работы – один сотрудник. С таким сотрудником готовы договариваться об условиях труда, ему готовы платить больше.
Не только лишь на один профессионализм обращают внимание при поиске сотрудника. Soft skills, или «мягкие навыки», также очень востребованы. Что это и чем так ценится в профессиональной среде? Данную группу навыков можно назвать неспециализированными, над профессиональными. Это все те качества, проявление которых очень сложно отследить, проверить. Также сложно их и наглядно продемонстрировать. Стрессоустойчивость, навыки работы в команде, способность устанавливать отношения, умение убеждать и принимать решения – вот лишь малая часть этих навыков. Будь человек хоть мастером своего дела, но если его работа предполагает проявление мягких навыков, а у специалиста с этим явные проблемы, его вряд-ли примут на ключевые позиции. Качество работы всегда превыше, а работать в постоянном напряжении очень сложно, поэтому всегда значительная доля внимания при выборе сотрудника уделяется неспециализированным навыкам, а также характеру кандидатов.
Итак, в идеальном кандидате оптимально сочетаются hard skills и soft skills, профессионализм и мягкие навыки. При этом одно дополняет второе. Жесткие навыки помогут свободно ориентироваться в профессиональной среде. Мягкие навыки помогут и дальше оставаться эффективным сотрудником и профессионалом. Они помогут быстро и эффективно осваивать все новое и полезное в своей профессии.