Найти тему
Terabit Digital

Заказная разработка: какого исполнителя выбрать?

Российский рынок разработки представлен внушительным числом компаний-исполнителей: на сегодняшний день каталог CMS Magazine насчитывает порядка 7000 продакшнов, принимающих заявки на разработку сайтов, мобильных приложений и других цифровых продуктов.

Как, при таком многообразии выбора, предпринимателю, руководителю, маркетологу принять решение: кто лучше всего подойдет для решения его задач в цифровом пространстве?

Мы подготовили краткий обзор типов разработчиков и их особенностей, который поможет ответить на этот вопрос.

1. Фрилансеры

Как правило, это специалисты в свободном доступе: могут быть как начинающими, так и опытными. Но если вы сами не разбираетесь в разработке, не имеете компетенций оценки и найма фрилансеров, то выбрать профессионала будет сложно.

Часто фрилансеры — это исполнители, которые работают в формате «сказали-сделал». Не ждите, что они будут заниматься предпроектной аналитикой, проектированием, выстраивать инфраструктуру, на которой разрабатывается проект. Они не будут вникать за вас в конечную задачу бизнеса, которую сам бизнес не всегда может полноценно сформулировать. Зато услуги фрилансеров стоят на порядок дешевле полноценного digital-продакшна.

Если у вас есть необходимый опыт проектирования и управления, то вы сможете сэкономить. В противном случае, есть риск столкнуться с необходимостью регулярно вносить каскадные изменения в проект. При таком подходе разработки фрилансер не только не сэкономит денег, но и обойдется дороже, чем услуги digital-продакшна. Проект превратится в очень дорогой и бесконечный «долгострой».

Возможности:

  • низкая стоимость услуг относительно рынка;
  • закрывают простые и понятные задачи.

Ограничения:

  • не подходят для закрытия крупных digital-задач;
  • сложно оценить квалификацию;
  • требуется дополнительная компетенция для ведения проекта;
  • риск срывов дедлайна;
  • риск «слива» бюджета, так как в этом случае ответственность за реализацию проекта лежит на вашей компании;
  • не мотивированы в реализации конечной цели проекта.
Таким образом, к фрилансерам стоит обращаться, если: у вас есть навыки оценки и найма разработчиков, опыт управления и проектирования аналогичных проектов, а задача, которую требуется выполнить, простая и понятная.

2. Веб-студии, ориентированные на типовые продукты

Это исполнители, чей процесс производства сайтов и мобильных приложений напоминает конвейер. Реализуют в основном выстроенные по стандартам типовые несложные проекты, часто на основе собственных коробочных решений или широко распространенных, за счет чего достигается низкая стоимость. Такие решения в основном ориентированы на малый бизнес и работают по принципу «сделал один раз и больше не трогай».

Коробочные решения для сайтов: 1С-Bitrix, WordPress, Tilda и другие конструкторы.

Коробочные решения для мобильных приложений: BuildFire, Swiftic, Appi Pie, Shoutem, GoodBarber

Средний чек — до 600 000 руб.

Возможности:

  • высокая скорость реализации проекта;
  • низкая стоимость.

Ограничения:

  • функционал и дизайн ограничен стандартными (коробочными) решениями и интеграциями;
  • решения сложно масштабируются и не отличаются гибкостью;
  • поддерживать проект — дорого;
  • шаблоны со временем устаревают.
Подойдет тем, у кого стоит задача разработать простой: лэндинг, сайт-визитку, интернет-магазин, мобильное приложение без высоких требований к дизайну и функционалу.

Однажды мы консультировали крупного ритейлера алкогольной продукции. На старте наши коллеги по рынку разработали ему типовой интернет-магазин на основе шаблона 1С-Битрикс. Продукт решал текущие задачи бизнеса, но время шло, сеть росла, а вместе с ней требования к интернет-магазину. Заказчик захотел новый дизайн, оптимизацию, интересные и нестандартные решения.

Стало ясно, что возможностей конструктора больше не достаточно. Попытки поддерживать и оптимизировать проект текущим инструментом стали обходиться заказчику слишком дорого: порядка 10-15 млн. рублей в год. После всесторонней оценки мы пришли к выводу, что дешевле было бы переписать проект с нуля.

Этот случай — яркий пример того, как сэкономив сегодня, заказчик рискует переплатить больше завтра

Если вы планируете развивать и масштабировать свой проект — стратегически правильнее рассматривать возможность «не шаблонной» разработки на основе самых распространенных языков программирования и фреймворков.

3. Полносервисные digital-продакшны широкого профиля

Чаще всего это компании с собственным штатом разработчиков. Работают, как правило, со средним и крупным бизнесом. Пишут код с нуля или используют фреймворки, тем самым ваш проект ограничивается только вашим бюджетом, фантазией и квалификацией специалистов подрядчика.

Ценовой диапазон на проект — в среднем от 600 000 руб.

Возможности:

  • возможны нестандартные решения;
  • предпроектная аналитика;
  • качественное проектирование.

Ограничения:

  • не всегда выстроены процессы внутри компании;
  • качество продукта может сильно варьироваться от проекта к проекту;
  • требует высокой коммуникации от заказчика.
В полносервисные продакшны стоит обращаться тем, кто хочет реализовать проекты: сложные и уникальные для рынка, требующие комплексного подхода, с заложенным резервом на дальнейшее масштабирование.

На наш взгляд, для эффективной реализации подобных задач важно, чтобы с самого начала с заказчиком коммуницировал опытный менеджер проекта и куратор из представителей топ-менеджмента компании. На этапе проектирования должны проводиться исследования, а каждое из предлагаемых решений — подкрепляться конкретными данными. Это делает процесс разработки продукта максимально прозрачным, понятным и управляемым для заказчика, а самое главное бизнес-ориентированным — в своем агентстве мы придерживаемся именно такого подхода.

Project-менеджер должен подбираться исходя из его опыта и релевантных компетенций. Он помогает понять задачу бизнеса, найти самое оптимальное решение, сформировать техническое задание, прототипы и донести эту задачу на техническом языке до разработчиков. Другими словами: перевести с языка «клиентской проблемы» на язык «конкретных решений». Это один из ключевых специалистов на проекте, от уровня компетенций которого зависят сроки реализации проекта, его стоимость и качество — всегда обращайте внимание, на то с кем вам предстоит работать. При недостаточно высоком уровне project-менеджмента может сильно страдать как процесс, так и результат.

Выводы:

Итак, мы разделили всех разработчиков на три типа, для удобства сведем ключевые параметры по каждому из них в таблицу.

-2

Мы понимаем, что любые классификации, особенно на таком динамичном рынке как IT, очень условны, но надеемся, что сформулировать принципиальные отличия одних разработчиков от других у нас получилось. С радостью ответим на любые вопросы, которые у вас возникли при прочтении — смело задавайте их в комментариях.

В следующей статье мы рассказываем о пошаговом алгоритме выбора разработчика. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить!