Российский рынок разработки представлен внушительным числом компаний-исполнителей: на сегодняшний день каталог CMS Magazine насчитывает порядка 7000 продакшнов, принимающих заявки на разработку сайтов, мобильных приложений и других цифровых продуктов.
Как, при таком многообразии выбора, предпринимателю, руководителю, маркетологу принять решение: кто лучше всего подойдет для решения его задач в цифровом пространстве?
Мы подготовили краткий обзор типов разработчиков и их особенностей, который поможет ответить на этот вопрос.
1. Фрилансеры
Как правило, это специалисты в свободном доступе: могут быть как начинающими, так и опытными. Но если вы сами не разбираетесь в разработке, не имеете компетенций оценки и найма фрилансеров, то выбрать профессионала будет сложно.
Часто фрилансеры — это исполнители, которые работают в формате «сказали-сделал». Не ждите, что они будут заниматься предпроектной аналитикой, проектированием, выстраивать инфраструктуру, на которой разрабатывается проект. Они не будут вникать за вас в конечную задачу бизнеса, которую сам бизнес не всегда может полноценно сформулировать. Зато услуги фрилансеров стоят на порядок дешевле полноценного digital-продакшна.
Если у вас есть необходимый опыт проектирования и управления, то вы сможете сэкономить. В противном случае, есть риск столкнуться с необходимостью регулярно вносить каскадные изменения в проект. При таком подходе разработки фрилансер не только не сэкономит денег, но и обойдется дороже, чем услуги digital-продакшна. Проект превратится в очень дорогой и бесконечный «долгострой».
Возможности:
- низкая стоимость услуг относительно рынка;
- закрывают простые и понятные задачи.
Ограничения:
- не подходят для закрытия крупных digital-задач;
- сложно оценить квалификацию;
- требуется дополнительная компетенция для ведения проекта;
- риск срывов дедлайна;
- риск «слива» бюджета, так как в этом случае ответственность за реализацию проекта лежит на вашей компании;
- не мотивированы в реализации конечной цели проекта.
Таким образом, к фрилансерам стоит обращаться, если: у вас есть навыки оценки и найма разработчиков, опыт управления и проектирования аналогичных проектов, а задача, которую требуется выполнить, простая и понятная.
2. Веб-студии, ориентированные на типовые продукты
Это исполнители, чей процесс производства сайтов и мобильных приложений напоминает конвейер. Реализуют в основном выстроенные по стандартам типовые несложные проекты, часто на основе собственных коробочных решений или широко распространенных, за счет чего достигается низкая стоимость. Такие решения в основном ориентированы на малый бизнес и работают по принципу «сделал один раз и больше не трогай».
Коробочные решения для сайтов: 1С-Bitrix, WordPress, Tilda и другие конструкторы.
Коробочные решения для мобильных приложений: BuildFire, Swiftic, Appi Pie, Shoutem, GoodBarber
Средний чек — до 600 000 руб.
Возможности:
- высокая скорость реализации проекта;
- низкая стоимость.
Ограничения:
- функционал и дизайн ограничен стандартными (коробочными) решениями и интеграциями;
- решения сложно масштабируются и не отличаются гибкостью;
- поддерживать проект — дорого;
- шаблоны со временем устаревают.
Подойдет тем, у кого стоит задача разработать простой: лэндинг, сайт-визитку, интернет-магазин, мобильное приложение без высоких требований к дизайну и функционалу.
Однажды мы консультировали крупного ритейлера алкогольной продукции. На старте наши коллеги по рынку разработали ему типовой интернет-магазин на основе шаблона 1С-Битрикс. Продукт решал текущие задачи бизнеса, но время шло, сеть росла, а вместе с ней требования к интернет-магазину. Заказчик захотел новый дизайн, оптимизацию, интересные и нестандартные решения.
Стало ясно, что возможностей конструктора больше не достаточно. Попытки поддерживать и оптимизировать проект текущим инструментом стали обходиться заказчику слишком дорого: порядка 10-15 млн. рублей в год. После всесторонней оценки мы пришли к выводу, что дешевле было бы переписать проект с нуля.
Этот случай — яркий пример того, как сэкономив сегодня, заказчик рискует переплатить больше завтра
Если вы планируете развивать и масштабировать свой проект — стратегически правильнее рассматривать возможность «не шаблонной» разработки на основе самых распространенных языков программирования и фреймворков.
3. Полносервисные digital-продакшны широкого профиля
Чаще всего это компании с собственным штатом разработчиков. Работают, как правило, со средним и крупным бизнесом. Пишут код с нуля или используют фреймворки, тем самым ваш проект ограничивается только вашим бюджетом, фантазией и квалификацией специалистов подрядчика.
Ценовой диапазон на проект — в среднем от 600 000 руб.
Возможности:
- возможны нестандартные решения;
- предпроектная аналитика;
- качественное проектирование.
Ограничения:
- не всегда выстроены процессы внутри компании;
- качество продукта может сильно варьироваться от проекта к проекту;
- требует высокой коммуникации от заказчика.
В полносервисные продакшны стоит обращаться тем, кто хочет реализовать проекты: сложные и уникальные для рынка, требующие комплексного подхода, с заложенным резервом на дальнейшее масштабирование.
На наш взгляд, для эффективной реализации подобных задач важно, чтобы с самого начала с заказчиком коммуницировал опытный менеджер проекта и куратор из представителей топ-менеджмента компании. На этапе проектирования должны проводиться исследования, а каждое из предлагаемых решений — подкрепляться конкретными данными. Это делает процесс разработки продукта максимально прозрачным, понятным и управляемым для заказчика, а самое главное бизнес-ориентированным — в своем агентстве мы придерживаемся именно такого подхода.
Project-менеджер должен подбираться исходя из его опыта и релевантных компетенций. Он помогает понять задачу бизнеса, найти самое оптимальное решение, сформировать техническое задание, прототипы и донести эту задачу на техническом языке до разработчиков. Другими словами: перевести с языка «клиентской проблемы» на язык «конкретных решений». Это один из ключевых специалистов на проекте, от уровня компетенций которого зависят сроки реализации проекта, его стоимость и качество — всегда обращайте внимание, на то с кем вам предстоит работать. При недостаточно высоком уровне project-менеджмента может сильно страдать как процесс, так и результат.
Выводы:
Итак, мы разделили всех разработчиков на три типа, для удобства сведем ключевые параметры по каждому из них в таблицу.
Мы понимаем, что любые классификации, особенно на таком динамичном рынке как IT, очень условны, но надеемся, что сформулировать принципиальные отличия одних разработчиков от других у нас получилось. С радостью ответим на любые вопросы, которые у вас возникли при прочтении — смело задавайте их в комментариях.
В следующей статье мы рассказываем о пошаговом алгоритме выбора разработчика. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить!