Найти тему
АЗБУКА СТРАНСТВИЙ

Старец, которого посещал государь

Есть два события, особенно важных для понимания духовной истории России. Первое - это пересечение жизненных путей старца Варнавы и великого русского философа Владимира Соловьева. По свидетельству архиепископа (впоследствии митрополита) Антония Волынского, Владимир Соловьев до начала 90-х годов был духовным сыном старца Варнавы, но затем старец его от себя удалил. Причина этого неизвестна, но старец, получивший еще в молодости благословение «служить с любовью страждущему человечеству», не мог бы отослать от себя человека безусловно страждущего, хотя и заблудшего, без указания на то свыше. Значит, и для самого Владимира Соловьева такое удаление могло бы стать действенной исправительной мерой... По свидетельству знавшего его архиепископа Антония, Владимир Соловьев избегал говорить об этом.

Иеромонах Варнава (Меркулов). Фото нач. XX в.
Иеромонах Варнава (Меркулов). Фото нач. XX в.

Второе важное событие, которое необходимо упомянуть, - это посещение старца Николаем II. Сведения об этом событии отрывочны и кратки. Сохранилось предание, что Николай II посещал отца Варнаву около 1905 года, незадолго до кончины старца, посещал для беседы о самом важном - о России, ее будущем и искал у божьего человека совета указания. Известно, что старец Варнава не только подтвердил уже известное государю пророчество о предстоявшей ему судьбе, но и благословил его принять эту участь, укрепив в нем волю к несению своего креста, когда Господу угодно будет этот крест на него возложить.

Некоторые — не только миряне, но и иноки — сетовали, что старец при «отборе» посетителей будто бы предпочитал людей зажиточных. «У благородных да богатых больше поводов к соблазнам и греховной жизни, чем у простых, — говорил отец Варнава по этому поводу в задушевной беседе. — Поэтому-то они больше и нуждаются в духовной поддержке». Было, похоже, у старца и особое побуждение принимать в своей убогой келийке высокопоставленных людей. Скорбит, бывало, безутешная вдова, печалуется смиренный служитель алтаря, делится своими горестями настоятельница обители, а старец тут же и успокаивает. «Подожди, — говорит он, — у меня есть один хороший человек, он поможет тебе». Так гефсиманский батюшка объединял своей любовью знатных и незнатных.

-2

Старчество (от старец , старик ) в православии — вид иноческой деятельности, связанный с духовным руководительством (не путать с должностью в монастыре). Духовное наставничество осуществляет специальный человек — старец (как правило священник-монах) над другими монахами, которые живут с ним в одном монастыре; и реже, наставничество осуществляется над приходящими к старцу мирянами. Наставничество осуществляется в форме бесед и советов, которые дает старец, приходящим к нему людям.

Термин «старчество» преимущественно относят к практике духовного наставничества и водительства, культивировавшейся учениками и последователями преподобного Паисия Нямецкого в российских монастырях XIX и начала XX веков. Старчество в России начало практиковаться в 1800-х годах в Белобережской пустыни под Брянском и получило дальнейшее широкое развитие во многих обителях, особенно во Введенской Оптиной пустыни (Калужская епархия).

В кратком жизнеописании старца Варнавы сказано, что старец по совершении исповеди одной из своих многочисленных духовных дочерей в домовой церкви Сергиево-Посадского дома призрения со крестом проследовал в алтарь и там скончался, стоя в молитве на коленях, как и преподобный Серафим Саровский. На похоронах из-за тесноты тело старца должны были пронести через алтарь.

Полный список заметок о Сергии Радонежском и Троице-Сергиевом монастыре здесь

Я вообще люблю путешествовать. Здесь можно найти статьи об Алтае, Тибете, Аркаиме , о Переславле-Залесском , о Звенигороде, Новом Иерусалиме и церковном расколе .