Найти тему

Рунет: дойдёт ли до крайностей?

Экс-премьер, а ныне глава «Единой России» и заместитель главы Совбеза Дмитрий Медведев заявил, что Россия может в любой момент сделать Рунет автономным от мировой Сети, но пока не хочет до этого доводить. По словам Медведева, для «автономизации» Рунета есть все технические возможности, соответствующие решения приняты и Госдумой, но пока в Кремле считают такое отгораживание от Интернета крайностью, и явно с этим не торопятся.  Это – второе за несколько дней обращение Медведева к «сетевой» теме: 26 января, выступая на II социальном форуме «Единой России», он предложил компенсировать малоимущим расходы на Интернет, «чтобы помочь детям учиться онлайн», напомнив, что в декабре 2020 года в Госдуму внесен законопроект о бесплатном доступе к социально значимым сайтам. Пока бесплатный доступ к ним возможен в рамках пилотного проекта «Доступный интернет»,  запущенного по поручению президента России. Но самый большой резонанс вызвали высказывания Медведева о теоретической пока возможности обособления России от мировой Сети.

- Обособление российского сегмента Интернета — это лишь запасной план на экстремальный случай, если Россию отключат от глобальной сети, - пояснил Дмитрий Медведев в интервью ряду российских СМИ 1 февраля. - План, как действовать в такой крайней ситуации, у нас, конечно, есть.

Говоря о «крайней ситуации», экс-премьер, очевидно, имел в виду, что ключевые права на управление Интернетом есть у США.

- Потенциально, если случится что-то чрезвычайное, если у кого-то совсем снесет голову, такое может произойти, и именно потому, что ключи от этого ларчика находятся за океаном, - считает Медведев, напомнивший, что в Вашингтоне время от времени говорят о возможном отключении России от SWIFT, международной межбанковской системы передачи информации и совершения платежей, и что на такой случай в России уже создана собственная система передачи информации, позволяющая обмениваться электронными сообщениями. То же может произойти и с Интернетом, и тогда у нас не будет доступа к основным узлам этой сети. Закон о российском сегменте Интернета был принят для того, чтобы российским сегментом можно было управлять автономно, поскольку на интернет сейчас завязано управление всем государством, завязано получение огромного количества социальных функций, и мы не могли это оставить без контроля. Если потребуется, этот закон вступит в силу.

Правда, Медведев тут же оговорился, что отключение России от глобальной Сети и тотальный перевод россиян на Рунет создаст проблемы, прежде всего, самой России.

- Отключение от Интернета и полный переход на Рунет – обоюдоострое оружие, - считает замглавы Совбеза. – Это может привести к негативным последствиям и для нас. Кроме того, Интернет активно используется, чтобы доносить и нашу позицию, в том числе и через социальные сети, и мы не можем отказаться от такой возможности. Поэтому мы никого не блокировали и не замедляли.

Будет ли Россия действовать так же, как Китай, давно заменивший мировые социальные сети на собственные? Судя по тому, что говорит на этот счет экс-премьер, в Москве ничего страшного в китайской firewall не видят.

- В Китае огромное количество пользователей, и они абсолютно легко  переживают автономность своей Сети, общаясь в китайских социальных сетях - заметил Дмитрий Медведев. – А вот отельный интернет и Wi-Fi — не работают, поскольку там все это заблокировано.

Будет ли Рунет так же популярен в России, как популярны в Китае местные сети? Не станет ли он средством государственной слежки за инакомыслящими? Вот результаты любопытного опроса, проведенного в ноябре прошлого года компанией ESET, специализирующейся на разработке антивирусного программного обеспечения. Выяснилось, например, что сегодня каждый десятый пользователь Рунета уверен в том, что российские спецслужбы стопроцентно контролируют этот сегмент Сети, - и каждый десятый опасается, что за ним «придут» из-за шуток о политике. Во всяком случае, 75 процентов активных пользователей Рунета вообще не публикуют и не постят никаких политических шуток, именно потому, что боятся преследования «за политику». В этом смысле самыми пугливыми пользователи оказались москвичи и питерцы, а вот в Екатеринбурге и Казани живут самые смелые люди, - в среднем 30 процентов пользователей здесь спокойно шутят и над политикой и над политиками любого ранга. Интересно, что эти показатели никак не зависят ни от пола, ни от возраста, ни от социального статуса пользователей, - «смелыми» могут оказаться и пенсионеры, а «трусливыми» - студенты.  Правда, исследование ESET показывает, что чаще все-таки шутят молодые, но и они в основном пользуются при этом приватными каналами, стараясь, чтобы их «политический» юмор не выходил на широкую публику.

Так, выяснилось, что даже в самом «протестном» российском городе последнего времени, Хабаровске, живут самые осторожные пользователи, воздерживающиеся от шуток «про политику», - 73 процента опрошенных хабаровчан заявили, что «на всякий случай» не шутят в Сети о политике, хотя особого страха по этому поводу не испытывают. Но более 10 процентов жителей Хабаровска все же опасаются преследований, а 3 процента предпочитают шутить на эту скользкую тему в закрытых чатах и приватных мессенджерах. В Казани и Екатеринбурге в приватных каналах шутят, соответственно, 7 и 3 процента. Для сравнения, в Москве обратить на себя внимание «органов» боятся 13 процентов респондентов, 63 процента вообще не отваживается на «политические» шутки, и только 2 процента позволяют себе это, но только в закрытых секретных чатах. Примерно такая же картина в Петербурге и Новосибирске.

Возможно, многим перебила желание пошутить статья 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды»), по которой можно получить вполне реальную отсидку на нарах за шутку в Сети, или даже просто за перепост чьей-то чужой шутки. Так, в 2018 году именно по этой статье было возбуждено уголовное дело против жительницы Барнаула Марии Мотузной, перепостившей несколько мемов «ВКонтакте», - Марию тут же обвинили в «оскорблении чувства верующих». В прошлом году в том же обвинили стендап-комика Александра Долгополова, который был вынужден покинуть Россию.   Правда, после протестов общественности эти дела закрыли, а статью 282 даже немного смягчили, но, как говорится, неприятный осадок остался.

Если верить результатам исследований, проведённых компанией W3Techs, в сентябре прошлого года, в Рунете, — то есть, в части сайтов Интернета с основным контентом на русском языке, -  8,7  процента из 10 миллионов самых популярных интернет-сайтов в мире используют русский язык, и именно этот язык с 2013 года считается вторым по популярности после английского. В основном Рунетом пользуются на территории бывшего СССР, в первую очередь, в России и на Украине, но он распространен на всех континентах. К доменам с высокой долей использования русского языка относятся su, .ru, .рф, .рус, .дети, .ua, .by, .kz, .com, .org, .uz и kg. Напомним, что на русском языке могут регистрироваться адреса доменов (IDN), например, частично — в .su и .com, и полностью — в .рф. Так, «ВКонтакте» использует домен vk.com, а русская Википедия -ru.wikipedia.org.

Кстати, ресурсы, относятся к Рунету, могут располагаться в любых доменах или не иметь домена вовсе, а соответствующие серверы имеют возможность физически находиться за пределами России. Фактически к Рунету можно отнести не только веб-страницы, но и  почтовые рассылки, FTP-серверы, локальные сетки различного размера – если, конечно, речь идет о русскоязычных сегментах.

Русскоязычный сегмент Сети достаточно велик, а значит, это большой потенциальный рынок. Уже давно русскоязычные версии имеют многие международные сайты, а в некоторых странах СНГ,  где русский язык не считается государственным, сайты целого ряда госучреждений даже имеют версии на русском языке. Что касается потенциала рынка Рунета, то можно привести в пример Яндекс, который, работая только в России, на Украине, в Казахстане, в Беларуси и в Турции, благодаря русскоязычным пользователям стал четвертой поисковой системой планеты.

Аналитики отмечают практическую остановку роста проникновения Интернета в России, здесь просто исчерпан весь потенциал пользователей мировой Сети.  А вот у Рунета потенциал роста огромен. Тот же Яндекс утверждает, что русский — основной язык для 91  процентов сайтов Рунета, а по данным поиска Яндекса, уже одиннадцать лет назад в Рунете было около 15 миллионов сайтов, а это, как ни крути, почти 6,5 процентов от всего Интернета.

Будет ли Россия отгораживаться от мировой Сети, или Рунет останется просто ее дополнением, - покажет время. Пока ясно одно: у нас уже сегодня есть технические возможности отгородиться от мира и создать некое российское подобие китайской firewall. Вопрос только в том, для чего это нужно, и нужно ли это вообще.

А больше вопросов нет.