Задание, за которое мы можем получить максимально 5 баллов (из 20 баллов в целом за устную часть), предполагает создание условного диалога-расспроса на основе опорных слов (фраз) и фотографии: мы должны задать 5 прямых вопросов, чтобы получить интересующую нас информацию по рекламному объявлению, предложенному в задании. На подготовку задания дается 1,5 минуты, на озвучивание каждого вопроса – 20 секунд. Каждый правильно заданный вопрос оценивается в 1 балл. Можно в отведенные 20 секунд задать вопрос еще раз, если нам показалось, что мы сделали в первом варианте ошибку. Но если и он окажется неправильным или мы исправим первый вариант, оказавшийся в результате правильным, на второй неправильный, то мы получим 0 баллов, т.к. эксперт будет оценивать последний из прозвучавших вопросов. Диалог называется условным, т.к. нам не нужно полностью имитировать телефонный разговор, здороваться и представляться. Наша задача – задать 5 прямых вопросов, т.е. собственно вопросов – общих и специальных; задавать альтернативные и разделительные вопросы в данном задании не имеет смысла с коммуникативной точки зрения, как мне кажется, хотя они принимаются. Вопросы прямые ( direct ) отличаются от вопросов непрямых ( indirect ) / косвенных ( reported ), т.е. перефразированных для непрямой / косвенной речи ( indirect / reported speech ), хотя вариант косвенного вопроса и допускается при условии его грамматически и коммуникативно верной формулировки. Для большей наглядности приведу примеры:
Where is the club located ? – прямой специальный вопрос, нужный нам для выполнения задания .
They ask / He asks me where the club is located . – непрямой вопрос, включенный в сложноподчиненное предложение; нам такое предложение не нужно, хотя грамматически оно и сформулировано верно, т.к. “ they ask / he asks me ” в главном предложении не имеют отношения к диалогу в паре “ I – you ” , ведь речь идет о каком-то третьем лице – “ they ” / “ he ” .
Could you tell me where the club is located ? – непрямой вопрос, включенный в сложноподчиненное предложение; такое предложение будет засчитано как правильное: оно сформулировано верно и является вежливой формой расспроса при общении пары “ I – you ” .
Could you tell me where is the club located ? – непрямой вопрос, включенный в сложноподчиненное предложение; такое предложение не будет засчитано как правильное, т.к. грамматически оно сформулировано неверно: в придаточном предложении (непрямом вопросе) сохранен обратный порядок слов прямого вопроса.
Сокращенные вопросы типа “What about the location of the club?” / “(Could you) Tell me about the location of the club?” не принимаются .
Я все-таки рекомендую задавать просто прямые вопросы, чтобы избежать путаницы и возможных ошибок с порядком слов.
Какой вопрос выбрать – общий или специальный – должна подсказать логика, хотя может быть подсказка в виде союза “ if ” для общего вопроса в опорной фразе, т.е. фраза с “ if ” – это как раз непрямой вопрос, который мы «возвращаем» в прямую форму, убирая “ if ” и меняя прямой порядок слов утвердительного предложения на обратный вопросительного. Например ,
if translation in Russian is available ( доступен ли перевод на русский ) – опорная фраза
Is translation in Russian available? (Доступен ли перевод на русский?) – заданный нами прямой общий вопрос.
if breakfast is included (включен ли завтрак) – опорная фраза
Is breakfast included into the price? (Включен ли завтрак в цену?) – заданный нами прямой общий вопрос.
Иногда можно задать и общий, и специальный вопрос в зависимости от того, хотим ли мы узнать о наличии какой-либо опции (есть ли она? – общий вопрос) или каковы ее параметры (специальный вопрос), если подразумевается, что она есть. Например,
discounts for students (скидки для студентов) – опорная фраза
Are discounts for students available? ( Есть ли скидки для студентов ?) / Are there any discounts for students? (Есть ли какие-нибудь скидки для студентов?) / Do you have any discounts for students ? (Есть ли у вас какие-нибудь скидки для студентов?) – заданный нами прямой общий вопрос.
What are the discounts for students? ( Каковы скидки для студентов ?) / What discounts for students do you have? (Какие скидки для студентов у вас есть?) – заданный нами прямой специальный вопрос.
Ошибкой не будет считаться, если все 5 вопросов будут одного типа, например, специальными и даже если все будут начинаться, например, с “ what ” при условии их грамматической и коммуникативной верности, но на практике такое вряд ли встретится.
В первом вопросе (часто это вопрос о местоположении – location ) нельзя сразу использовать местоимение “ it ” вместо названия организации / объекта, которым мы интересуемся; нужно назвать его полностью.
Where is your / the shop ( club , gym etc .) located / situated ? – верно ; вопрос без слов “ located ” / “ situated ” тоже принимается, т.к. он грамматически и коммуникативно верен, но все же рекомендуется их использовать.
Where is it located? / Where is the location? / Where is the location situated? – неверно
Часто встречается опорная фраза “ opening hours ” , с помощью которой мы должны спросить о времени работы организации.
What are the opening hours (of the shop (club, gym etc.))? / When is the shop (club, gym etc.) open? / When are you open? / When do you work? – верно
When are the opening hours? / How long are the opening hours? / When does the shop (club, gym etc.) open? – неверно
Опорные слова “ price ” , “ cost ” , “ fee ” подразумевают, что мы должны спросить о стоимости услуги, товара и т.д.
How much should I pay for … ? / How much is … ? / How much does … cost? / What is the cost of … ? / What is the price of …? / What is the tuition fee? – верно
How much is the price? / How much does the price cost? – неверно
Опорная фраза “ admission / entrance fee ” (плата за вход) подразумевает следующие вопросы:
Do you have an admission fee? / Do you charge an admission fee? / Is there an admission fee? / What is the admission fee? / What admission fee do you have? – верно
Is admission fee free? / May I get an admission fee? – неверно
Опорная фраза со словом “ number ( of lessons ( students , subjects , stops etc .))” подразумевает количество чего-либо, а не номер.
How many lessons are there per week? / How many lessons a week do you have? – верно
What is the number of your lessons ? – грамматически верно, но в такой формулировке – особенно если будет пропущено окончание множественного числа или эксперт его не расслышит – “ number ” может быть истолковано и как «номер», и тогда вопрос лишится смысла , поэтому лучше задавать его, используя “ how many ”