Найти тему

Никитины. История возникновения новаторской семьи (часть 1)

Борис и Лена Никитины. Фото из открытых источников
Борис и Лена Никитины. Фото из открытых источников

Тема здоровья в последний год актуальна, как никогда. Мы все отчаянно желаем здоровья нашим близким, родным и друзьям, и, разумеется, себе. Вот и я, во время последнего пребывания на больничном, много думала о том, как сделать так, чтобы организм не боялся (а в идеале просто не замечал) всех новых и старых вирусов.

В один прекрасный день я вспомнила о Никитиных, чьи педагогическо-новаторские принципы гремели по Советскому Союзу (и даже за рубежом) во второй половине XX века. И, как и в случае с Лыковыми, мне стало интересно. Вот только, если со старообрядцами - отшельниками мне была интересна предыстория: как и почему Карп и Акулина Лыковы приняли решение уйти в тайгу, то в истории с Никитиными все получилось наоборот: мне стало интересно, чем закончился эксперимент над собственными детьми.

Но начать, (для полноты картины) на мой взгляд, все же нужно по порядку, с самого начала. Итак: Борис Павлович Никитин родился в 1916 году в семье фельдшера и казака Ставропольском крае. В 1934 году с отличием закончил школу и три года проучился в индустриальном институте. В 1937-м поступил в Военно-Воздушную Академию в Жуковском. В время учебы в Академии женился и в период с 1941-го по 1946 года у него родилось трое детей. В 1941-м году досрочно выпустился из академии и прослужил всю войну под Москвой инструктором в запасном авиаполку.

В 1949 году Никитин мобилизовался и переехал в Москву, где отправился трудиться на ниве педагогики.(Что интересно, нигде - ни в семье, ни в образовании Бориса Павловича нет и упоминания о педагогике.) Тем не менее Никитин практически начинает свою работу на поприще воспитания с того, что заявляет о своем несогласии с официальными методиками воспитания молодежи. Его тут же увольняют и он продолжает трудиться уже в НИИ теории и истории педагогики. (Опять интересно: у человека нет ни малейшего педагогического образования, но он сразу: а) отвергает все наработанное; б) идет в теоретики от науки)

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Между делом освоения педагогики Борис Павлович разводится и пока, собирая материалы для своих статей, я не нашла информации о том, поддерживал ли педагог-новатор связь со своими детьми от первого брака. И еще один момент: предвосхищая негативные комментарии возможных последователей хочу сказать: как и в истории с Лыковыми, я разбираюсь, задавая вопросы, и попутно излагая свои мысли, но четко отделяя их от повествования.

С конца сороковых Никитин увлекается педагогикой А.С. Макаренко и начинает продвигать идею создания коммуны, подобной описанным у Макаренко, для обычных (не "трудных") детей. Но его идея не поддерживают, а самого новатора жестко критикуют. Тем не менее Борис Павлович продолжает подвизаться на педагогической ниве и в 1958-м году на одном из педсоветов встречается с Леной Литвиновой (не Еленой, а именно Леной - так назвал ее отец).

Литвинова родилась в подмосковном Болшеве, ныне носящем имя Королева. Как раз в ее семье была мама-учительница, а у самой Лены Алексеевны за плечами был сначала московский библиотечный техникум, а затем филфак московского пединститута. По окончании института по распределению два года отработала на Алтае, а затем вернулась в Москву и устроилась школу. Тут то и она и встретилась с Никитиным и они начали эксперимент длиною в жизнь - свою и своих детей.

В чем он заключался, как претворялся в жизнь и чем закончился - я расскажу в ближайших статьях. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить эти публикации и еще много всего интересного.