К началу 70-х годов режиссер Леонид Гайдай снял несколько любимых народом комедий, а сам мечтал об экранизации романа Ильфа и Петрова «12 стульев». Он обращался с заявкой в Госкино еще в конце 60-х, но по разным причинам утверждение заявки откладывалось. То время неподходящее для столько смелого произведения, а коллега Леонида Иовича Михаил Швейцер уже начал работать над перенесением на экран «Золотого теленка».
И вроде в начале 70-х Леонид Гайдай практически вышел на финишную прямую в процессе согласования проекта с чиновниками, да тут хороший знакомый режиссера Георгий Данелия опередил. Гайдай был откровенно расстроен. Да и было из-за чего: Данелия, как и Леонид Иович, был признанным мастером, а значит после его «12 стульев» второй такой фильм долго еще не утвердят.
Но тут помог сам Данелия: Георгий Николаевич сделал широкий жест – отдал Гайдаю право экранизации, когда узнал о желании коллеги.
Однако в начале подвели чиновники, которые прочитали сценарий и сочли его абсолютно не смешным, в документе-заключении так и было прописано: череда монотонных эпизодов.
В Госкино посчитали, что хронометраж эпизодов нужно сократить, а также добавить эмоций – где-то гнева, где-то сатиры и даже насмешки над старым обществом. То есть, по мнению чиновников, фильм должен подчеркнуть достоинства общества современного, в кино вмешалась идеология. Но главное, что Гайдай убедился – фильму наконец-то быть.
Первым делом режиссер перебрал больше 200 актеров, чтобы найти подходящего Остапа Бендера. В финалисты попали Владимир Высоцкий, Никита Михалков, Алексей Баталов, Андрей Миронов, Евгений Евстигнеев и Валентин Гафт. Даже Михаил Козаков попал в этот список и удачно прошел пробы. Но режиссер позвонил актеру и сказал, что все-таки нашелся тот, кто сыграет убедительнее – это … Владимир Высоцкий, с ним и начали снимать.
Но тут коррективы внесла пагубная привычка актера – он запил. Тогда на главную роль подрядили Александра Белявского. Снимали несколько недель, но потом Гайдай и руководство «Мосфильма» пришло к выводу – неубедителен Белявский рядом с Сергеем Филипповым в роли Кисы Воробьянинова.
Снова остановились съемки. И тут кто-то сказала Леониду Иовичу, что в одном театре играет Остапа Бендера актер Арчил Гомиашвили.
Гайдай задумался – играл актер хорошо, но он был неизвестен. Но в итоге именно режиссер настоял, чтобы «великого комбинатора» сыграл именно Арчил Гомиашвили. В итоге пошли на компромисс – играл главную роль именно этот актер, а озвучивал – актер Юрий Саранцев.
Это очень обидело Гомиашвили, который сгоряча заявил, что не стал бы работать с Гайдаем, если бы знал о том, что озвучить героя не дадут. После съемок они действительно много лет не общались.
Кису Воробьянинова подбирали тоже немало времени. На пробы приходили Юрий Никулин, Анатолий Папанов и Ростислав Плятт. Но Гайдай видел в этой роли только Сергея Филиппова, в кинокарьере которого в те год был спад. Из театра из-за любви к спиртному актера тоже попросили уволиться.
А тут еще проблемы со здоровьем: Филиппову назначили операцию по удалению опухоли в головном мозге. Медлить было нельзя. Но график съемок все-таки удалось согласовать, хотя актер на съемочной площадке был не в лучшем состоянии. Сработало мастерства – выглядит на экране актер очень убедительно.
Быстрее всех попал в фильм Михаил Пуговкин, которому досталась роль священника. Однако актер не спешил соглашаться на предложенную роль. Актер был очень набожным. И перед каждой ролью брал родительское благословение у мамы. А тут – сыграть священника, да еще и комедийном ключе. Но мама через две недели дала согласие.
Непросто пришлось на съемках Пуговкину – снимали на холоде, и актер немало замерз, да и не только он. Поэтому часть эпизодов с актером перенесли в студию. К примеру, там снимали сцену на скале.
Кстати, была проблема и со стульями: для съемок понадобилась раритетная мебель старого образца. Но в СССР одни не хотели делиться своей мебелью, а купить было сложно. Поэтому стулья заказали в Объединенных Арабских Эмиратах. После выхода фильма они много лет простояли в кабинете режиссера.
Фильм стал одним из лучших в карьере Леонида Гайдая.
Подписаться на канал «КиноНытик»