Найти тему
Монастырский вестник

Божьи воины и внутренняя тишина. Тема монашества в работах Павла Рыженко. Часть 2.

Часть 1.

Во второй части нашего повествования мы продолжаем знакомить читателей с произведениями современного художника Павла Рыженко, посвященными теме монашества.

Павел Рыженко. "Победа Пересвета".
Павел Рыженко. "Победа Пересвета".

«Победа Пересвета» – работа, написанная в 2005 году. Сюжетно это словно продолжение того, что было изображено на известной картине Михаила Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943) – где остро, динамично показан кульминационный момент битвы богатырей – ордынца Челубея и русского монаха Александра Пересвета. Рыженко в каком-то смысле композиционно идет за Авиловым: у того бой показывался на переднем плане, крупно, и у Рыженко Пересвет скачет вперед, на зрителя. Но, посмотрев на одеяния Пересвета, зритель понимает, что речь здесь не только о батальной победе, пусть и крайне важной, но и, что гораздо важнее, о победе духовной. Об этом, кстати, говорит и тот факт, что в картине Авилова на Пересвете – кольчуга, а у Рыженко на герое – монашеские одежды.

Павел Рыженко. "Молитва Пересвета".
Павел Рыженко. "Молитва Пересвета".

Другая картина, посвященная тому же герою, – «Молитва Пересвета» (2005). Если допустить, что мы не знаем названия полотна и кто конкретно на нем изображен, то главный посыл все равно не меняется: главное оружие монаха-воина – молитва, а копье в его руке заставляет вспомнить другое копье – на иконе святого Георгия Победоносца, – и мыслится оно здесь как символ борьбы со злом…

В «Победе Пересвета» много внешнего движения, динамики – это, прежде всего, он сам, скачущий на коне, и фигуры воинов на заднем плане (они натягивают луки, падают, сраженные копьем…) В «Молитве Пересвета» – движения почти нет: тишина, статика, которая нарушается (а точнее, подчеркивается) тем, как неслышно падают листья и ежик, пробегая, шуршит в сухой траве. Статична фигура коня на заднем плане, статична фигура Пересвета, замершего в сосредоточенной молитве. И эти тишина и неподвижность лишь еще более выявляют внутреннее, духовное движение.

Павел Рыженко. "Ослябя".
Павел Рыженко. "Ослябя".

Другой герой Куликовской битвы – Родион Ослабя тоже изображен застывшим в молитвенном раздумье (работа 2005 года). Мир вокруг него прекрасен, наполнен солнцем, зеленью, благоуханьем цветущих деревьев. Но справа, на переднем плане – щит, шлем – напоминание, что скоро герою предстоит идти в бой. И все-таки, перед нами не просто изображение воина, который обречен погибнуть в тяжелой битве, а образ воина Божьего, высота и глубина подвига которого простираются за рамки ратной тематики.

Павел Рыженко. "Сергий".
Павел Рыженко. "Сергий".

Молитва «звучит» и в картине «Сергий» (2013). Молитва за умерших и живых, за тех, кто находится за преподобным, и – за всю Россию. Всеобъемлющее значение молитвы святого подчеркнуто бескрайностью окружающего мира, который развертывается за спиной Сергия. Этой цели служит и мотив дороги, уходящей куда-то влево и теряющейся в пространстве, и высокая, чуть «размытая» линия горизонта.

Павел Рыженко. "Силуан Афонский".
Павел Рыженко. "Силуан Афонский".

Но путь жизни тех, кто отказался от мира, совсем не всегда спокоен и тих. Чтобы прийти к такой тихости, нужно выстоять, не поддаться ветрам и бурям искушений, надо быть твердыми, как древние каменные стены, – об этом, в том числе, и работа художника «Братия» (2006).

Рекомендуем другие публикации нашего канала:

Игумен Рафаил (Симаков): «Я считал, что с помощью картин людям можно рассказать о Боге»

Дорога вверх: монастыри в картинах русских художников XIX – начала XX века (часть 1)

Что такое старчество и есть ли старцы сегодня. Часть 1.