Найти в Дзене
Журнал не о платьях

"Мой муж ничего про меня не помнит". Семейная жизнь Татьяны Устиновой

Источник фото: sobesednik.ru
Источник фото: sobesednik.ru

Начало беседы ЗДЕСЬ

Понятно, что наши дети – это отдельные люди, и мы, родители, не часть их личности. Как отличить заботу от контроля?

Позвольте, контроль – это одна совершенно обязательная составляющая заботы. Там еще много составляющих – поговорить, выслушать, одеть-обуть, вкусно накормить, принять друзей и их тоже выслушать, подсунуть нужные книги в нужное время, надавать по заднице в случае необходимости, масса всего. Ну и контроль обязательно – а как же! Есть вещи, по которым родители не должны, не имеют права советоваться с детьми. За которые отвечают только и исключительно родители: за приучение к труду, за учебу, за выбор друзей, за финансы. Родители не имеют никакого права пускать все это на самотек и, например, упрекать ребенка, что он сидит у родителей на шее или не оправдывает надежд. Ваши надежды – это ваше личное дело, никак не ребенка, не нужно на него перекладывать ответственность.

Или когда он говорит вам, что не пойдет больше в школу или институт, потому что ему там надоело, ваша обязанность -- взять на себя самое непопулярное решение, как говорят политики, а именно заставить его туда ходить, хочет он, не хочет -- дело десятое. Или, например, если я вижу, что новый друг Вася никакой не друг, и единственная его задача вытягивать из Тимофея денежки, которые ему выдаются на транспорт и обед, я сделаю все, чтобы отвадить Васю от дома и от Тимофея. А когда у настоящего старого друга Пети заболевает мать, дело родителей -- помочь другу сына, и никак иначе. Мальчик должен знать, что помогать – его святая обязанность как мужчины и человека.

Должны ли дети помогать родителям? Если у них есть возможность…

Помогать в каком смысле? В материальном? Разумеется! К примеру, мне всегда смешны разговоры о пенсиях в Советском Союзе. Сейчас это модная штука – ностальгировать по советским временам. Как будто всем память отшибло… Вот, говорят, раньше на пенсию можно было жить припеваючи – а сейчас? Я точно не знаю, должно быть, у членов политбюро и академиков пенсия была вполне приличной, а у моей бабушки 27 рублей. И моя бабушка жила припеваючи, это правда. Она покупала нам с сестрой кукол и платья, ездила на курорты, однажды добавила папе недостающую сумму на новую машину. Другое дело, что у бабушки были два сына, папа и его брат, и дочь, моя тетя. И они всю жизнь ее содержали. Пенсию она откладывала на книжку, курорты оплачивали дети, маленькие бабушкины прихоти также. До самой ее смерти уже совсем взрослые, уж прямо возрастные папа, дядя и тетя, имеющие собственные семьи, отдавали бабушке часть зарплаты. Деньгами она распоряжалась на свое усмотрение – прикапливала, покупала подарки, ткани на платья, она прекрасно шила.

Я выросла в такой системе координат, для меня в ней нет ничего странного или неправильного. Поездки, курорты, врачей, лекарства для моих родителей всегда обеспечивали мы с Женей, равно как и для его мамы – папа рано умер. Как мы ликовали, когда купили моему отцу чешскую «шкоду», до этого он ездил исключительно на «жигулях». Мне кажется, мы больше ликовали, чем он сам. Хотя он тоже был рад.

Можете ли вы себя, говоря откровенно, упрекнуть хоть в чем-либо в воспитании ваших сыновей?

Господи, конечно! Только и делаю что упрекаю! В том, что всегда была занята, пропадала на работе, детьми занимались бабушка и дедушка. Это отдельная тема для моих страданий – что я обременяла собой родителей. Я очень нетерпеливая, страшное дело, я никогда не могла сидеть с ребенком за уроками, самое большое, на что я способна – проверить. Поэтому уроки контролировала или бабушка, или никто. Я эгоистка и лентяйка, сто раз я пропускала мимо ушей то, что мне говорили сыновья, а им же это было важно. Я не водила их в театры и в консерваторию, а меня-то водили, не считаясь со временем и занятостью.

С мужем и сыновьями. Источник фото: muzh-zhena.ru
С мужем и сыновьями. Источник фото: muzh-zhena.ru

Я ленилась вступать с ними в скандалы, когда они расшвыривали вещи и устраивали из своих комнат кроличью нору. Мне проще было самой за ними убрать. Старший все это перерос, а у младшего в комнате, в рюкзаке, в карманах по-прежнему та самая… нора. Он возит в университет книжки, которые позабыл сдать в школьную библиотеку, – понимаете?! И одновременно кеды и лыжные ботинки! Он страшный разгильдяй и ленивец, и это я его таким воспитала. Гордиться нечем.

Знакомо ли вам чувство вины? Сейчас модно говорить о том, что это чувство ложно, непродуктивно, негативно. Что совесть – из этой же категории, стыд – тоже.

Мне кажется, нет человека, которому это чувство незнакомо. Может, только Чингисхан? Да и то историки пишут, что под конец жизни он стал колебаться, что поступил правильно, истребив и замучив тысячи тысяч детей, женщин и мужчин.

Я часто виню себя. Во многом. Опять же в эгоизме, лени, поверхностности, вспыльчивости. В неумении правильно воспитывать детей. Мне кажется, чувство вины нам дано, чтобы мы, помучившись, научились исправлять собственные недостатки, которых у каждого их нас значительно больше, чем достоинств. Я мучаюсь чувством вины, что мало работаю, и всерьез – начинаю работать больше. Мне стыдно, что я потратила на себя слишком много денег – просто так, ни за чем, мне захотелось новые джинсы, и я их купила. И я ограничиваю себя в тратах. Мне совестно, что я упрекаю мужа в какой-то ерунде, просила его привезти гречки, а он привез пшена, допустим, и перестаю упрекать и прошу у него прощения. Бессовестных людей я терпеть не могу и стараюсь обходить их стороной.

А обида – это что, на ваш взгляд? Вы обидчивый человек или нет? Прощаете ли вы обиды? А чего не простите никогда?

Я думаю, что обидеть можно только того, кто готов обижаться. Ну как меня можно обидеть, если я не обижаюсь? Для меня здесь примером – мой муж, которого обидеть просто невозможно. Он не обижается, и все тут. И если вдруг я понимаю, что в своих приставаниях все-таки его задела, пугаюсь ужасно. Прижимаю уши, мету хвостом, переставляю лапы, подвигаясь поближе, чтоб помириться скорей, скорей!

А сама, наоборот, обижаюсь на него не то чтобы часто, но регулярно. Он ничего про меня не помнит! Не помнит, что у меня начались съемки, не помнит, что я просила его вечером приехать ко мне на работу, чтобы мы вместе поужинали, не помнит, что мне нужно к врачу. И я обижаюсь. Но это быстро проходит, жить в обиженном состоянии мне очень скучно. Мое более дальнее окружение меня не обижает. К своему нынешнему возрасту я обрела людей порядочных, верных, умных, достойных. С другими не вожусь, как говорили в детском саду.

  • "В институте за меня учился Женя". Так говорила Татьяна Устинова ЗДЕСЬ
  • "Все мои мужчины были бабниками". Так говорила Барбара Брыльска ЗДЕСЬ
  • "По сравнению с мужем все остальные мужчины немного недомерки - как укороченные брюки". Писательница Татьяна Устинова

Подпишись на наш канал!

Вера Илюхина, Москва, специально для «Лилит» (с)