Работы Павла Рыженко, посвященные теме монашества, – лиричны и проникновенны, в отличие, скажем, от многофигурных композиций на исторические темы, которые звучат громко, порой даже пафосно. Эта проникновенность в изображении человека, который находится в гармонии с окружающим миром, а не в конфронтации с ним, – идет еще от русских художников XIX – начала XX веков (например, знаменитая «Лисичка» Михаила Нестерова (1914)). «Стяжи дух мирен – и тысячи спасутся вокруг тебя», – говорил преподобный Серафим Саровский. И вот именно этот «дух мирен» стремятся передать в своих работах художники, в том числе и Павел Рыженко.
Преподобному Серафиму он посвятил триптих (2006). В центральной работе святой изображен занимающим все изобразительное пространство, даже выходящим за него: если он встанет, то фигуре точно не хватит места на холсте. Тем самым подчеркивается духовная мощь, величие святого. Еще на картине – медведь, собирающийся взять хлеб из рук преподобного, кружево растений – цветов, травы на переднем плане, зелень леса на заднем – все это говорит о гармонии, в которой святой находится со всем окружающим миром. В левой части триптиха – символически изображено то, что ведет к гармонии, внутренней тишине – сосредоточенная, упорная молитва. И лес здесь уже далеко на такой благостный – колючие сухие ветки елей без иголок, резкое движение совы, летящей куда-то вперед, – все это заставляет вспомнить о тех искушениях, с которыми сталкивался святой во время своего молитвенного подвига. В правой части триптиха святой выходит к людям. Здесь сухие колючие ветки словно расступаются – за спиной преподобного остается широкая дорога…
Тишиной наполнена работа «Муравейник» (2004) из триптиха «Покаяние». Мы не будем останавливаться на крайних частях триптиха: в контексте именно этого разговора мы можем пропустить трудный, противоречивый путь, по которому монах, изображенный на центральной картине, пришел к вере, к «духу мирну». Ничто вокруг не мешает раздумьям, в которые погружен герой работы, – листик не шелохнется, и птица словно застыла на ветке… Здесь та же гармония с природой, то же ощущение радости бытия, которые приходят только от опытного личного понимания присутствия рядом Бога. Принято считать, что муравейник – воплощение бессмысленного, суетного существования людей во внешнем мире. Однако здесь, в этой работе, муравейник выглядит частью созданного Божией Премудростью мира.
Внутренней сосредоточенностью полна картина «Молитва» (2001). Крепкие каменные стены словно контрастируют с физической немощью пожилого монаха, но, вместе с тем, подчеркивают мощь его духа, силу молитвы. Опадающие и уже опавшие листья помогают зрителю понять, что на дворе – осень, что можно прочесть и как приближение окончания земного пути героя. Но вместе с тем, в картине есть красные, пасхальные цвета, которые напоминают нам о настоящей Жизни.
В картине «Пасха» историко-реалистические детали (пейзаж, награда на груди монаха-фронтовика) перерастают в символическое понимание Пасхи – как огромного События, изменившего человеческую историю, давшего жизнь каменистой и, казалось бы, уже безжизненной почве… От мыслей о победе в войне, через которую прошел герой, художник ведет нас к размышлениям о победе жизни над смертью, и – Жизни над смертью. Но Пасха была бы невозможна без Креста, и монах со свечой в руке, смотрящий с молитвой ввысь, это отчетливо понимает.