Спектакль «Нежный возраст или странная история моей любви».
Моноспектакль Натальи Свешниковой по пьесе Клима «ОНА-Я-НЕ Я и ОНА»
Режиссер – Алексей Янковский
Актриса – Наталья Свешникова.
Театральная мастерская «АСБ».
В спектакле «Нежный возраст или странная история моей любви» Алексей Янковский предлагает нам возможность исследования глубин философской мысли Достоевского запечатленных в пространстве образа Настасьи Филипповны. В этом сценическом обращении к одному из культовых персонажей русской литературы Янковский открывает нам уникальную возможность путешествия познания по просторам внутреннего мира человека находящегося под влиянием сильного эмоционального фактора. В истории этой героини этим фактором влияния является пережитая ей любовь и спектакль Янковского это попытка создания сценической проекции её внутреннего мира, фундаментом которой является пьеса «ОНА-Я-НЕ Я и ОНА», произведение известного современного драматурга и новатора театральной сцены Клима.
В этом произведении Клим экстрагирует образ Настасьи Филипповны из под влияния яркой драматической ауры созданной Достоевским и главной целью этой экстракции является создание плоскости для препарирования внутреннего мира человека, пространство в котором пережитая любовь задаёт вектор и форму форматирования. В этой плоскости главными объектами нашего изучения являются парадигма человеческого существования, его мировоззрение и причиной этой фокусировки заключается в том, что они являются главными точками на который оказывает влияние этот психо- эмоционального фактора. Эту сложную плоскость познания в спектакле «Нежный возраст или странная история моей любви» Янковский воплощает через создания особого сценического пространства, в котором наш взгляд сосредоточен на образе молодой женщины – героини этой истории и в этом направлении нашего взгляда объект нашего познания обозначен силуэтном этюдном формате. На сценическом полотне под названием «Нежный возраст или странная история моей любви» очертания героини слегка завуалированы полумраком, они обозначены контурно обозначают её присутствие в пространстве. Эта форма присутствия не позволяет нам сосредоточить наше внимание на их изучении и это нивелирует их влияния в процессе нашего познания её внутреннего мира.
В спектакле введение в процесс познания внутреннего мира героини осуществляется через постепенную визуализацию образа на сценическом полотне, на котором полумрак выступает в качестве особого фона на котором постепенно нашего открывается образ молодой женщины (Наталья Свешникова) чей одинокий образ возникает из глубин времени и пространства. В начальной - отправной точке нашего изучения этого сценического полотна мы видим появление главного объекта нашего внимание из глубины полумрака, в котором проступают контурные очертания некой комнаты. О её незримом присутствии в этом пространстве мы узнаём по звукам постепенно заполняющим это пространство, до нас доносятся звуки шагов, шорохи длинного платья, они постепенно заполняют пространство некой комнаты окутанной мраком. Звуковая палитра сформированная с помощь этого набора оттенков позволяет создать картину человека блуждающего во мраке и в это блуждание не бесцельно, оно определяет эмоциональное состояние персонажа. Этот звуковой ряд позволяет нам прийти к пониманию, что героиня этой истории находится в состоянии поиска. Во мраке пространства она ищет некую символическую точку, в которой она сможет достигнуть некого состояние, сможет обрести силы обратиться к некому незримому собеседнику, с которым она сможет поделиться чем-то очень сокровенным и очень личным. В этой точке сценического полотна мрак комнаты теряет свою насыщенность и густоту, его нейтральность и обезличенность трансформируется в некую вуаль, окутывающую образ героини.
На сценическом полотне, созданном этими средствами, окном возможности нашего познания проекции внутреннего мира героини сосредоточено в её рассказе об увиденном ей сне, который является главной сюжетной основой её монолога. В нём она проводит нас в пространство истории, события в которой разворачиваются не линейно, в ней нет ясно-сформированного сюжета, развивающего в фиксированных границах пространства и времени. Её сновидение это продукт сложного синтеза, соединившего образы и события прошлого, настоящего, её мысли о будущем, в которых мы видим лики факторов, оказывающих влияние на её мировоззрения и парадигму существования. Другой особенностью этой плоскости нашего познания заключается в том, что мы видим в ней проекцию эмоционального состояния героини. В этой той точке её жизни, её монолог представляет из себя плоскостью осмысление, в которой героиня пытается разобраться в увиденном до конца, попробовать установить взаимосвязь с её прошлым и настоящим, достигнуть некой логической точки, в которой её размышления приведут её к пониманию всего произошедшего в пространстве её внутреннего мира и плоскости её существования.
В этом монологе под покровом мрака проводником нашего познания внутреннего мира героини является рассказ, воплощенный в сложном тандеме голоса и звуков, заполняющих это пространство. В нём опорные точки повествования -события эмоционально выделены оборванными, и незавершенными репликами и это подводит нас к мысли, что в этой истории её поиск причинно-следственных связей не завершен и этот процесс занимает пространство её мысли. В нашем познании сюжетного пространства её монолога объектом нашего изучения является её попытка философского анализа главных столпов системы ценностей человеческой жизни, в этих попытках осмысления она идёт тропой ведущей её к созданию философски-осмысленной парадигмы существования.
В нашем следование этой тропой познания, монолог героини выводит нас за рамки прокрустово ложа внешней оболочки литературного образа, сформулированного в произведении великого классика. Слова и мысли, изрекаемые героиней со сцены ведут нас к рассмотрению сказанного с позиции философии любви. В этом направлении философской мысли этот многовековой объект творческой инспирации рассматривается вне флёра поэтики и романтического ореола, в этих стенах познания он постулируется в качестве мощного фактора влияния на различные аспекты деятельности человека. Эта философская призма открывает перед нами иные возможности исследования и позволяет экстрагировать это понятие из под влияния многочисленных условностей и здесь мы можем изучать его и зону его влияния в абсолюте, вне временных границ. Этот подход и инструментарий философской мысли, примененный в познании истории запечатлённой в монологе, фокусирует наш взгляд на исследовании процесса трансформации пространства человеческого существования под влиянием любви.
В этом направлении нашего исследования внутреннего мира и пространства мысли мы получаем возможность проведения сравнительного анализа, в котором опорные точки монолога героини позволяют нам сопоставить её взгляды и парадигму существования до и после вторжения этого фактора в пространство её жизни. Наше препарирование мироздания человека познавшего опыт любви происходит с помощью выделения в нём различных доминат, определяющих систему координат человеческого существования и в этом конкретном случае мы видим среди других факторов влияния, отчетливо выделяется теософическая компонента.
Познание влияния этого сложного фактора в жизни героини подводит нас к пониманию предопределённости человеческого существования и подводят к осознанию иллюзорности стереотипов сковывающих наше восприятие человеческих отношений, следование этой тропой подводит нас к точке разрушения гендерных шаблонов, влияющих на театр человеческих отношений. В спектакле монолог героини подводит на к особой плоскости познания понятий в ней наш взгляд сосредоточен на двух главных компонентах: «ОН» и «ОНА», наш анализ их с теософической позиции разрушает генедрную дискретность, предопределяющую очертания нашей внешней оболочки, которая является основой большинства предрассудков, вынуждающих каждого из нас скрывать свою индивидуальность и сложное многомерное пространство внутреннего мира. Вскрытие этой оболочки и формирование иного понимания человеческих отношений является символической точкой рефлексии, в которой зритель получает уникальную возможность попытаться экстраполировать эти методы в пространство собственной и таким образом освободиться от этих оков нашего существования.
#современныйтеатр #натальясвешникова #алексейянковский #клим #современнаядраматургия #драматическийтеатр