Найти тему
Твой лучший друг

Рецензия на мульфильм "Душа"

"Душа"
"Душа"

Нечасто при просмотре мультфильма задаешься философскими вопросами. Откуда у людей личность? Существует ли такое понятие как «судьба»? На протяжении веков философы, богословы и психологи пытались сформулировать то или иное видение этого вопроса. Интересно, что к обширному списку людей, искавших смысл жизни, присоединился главный вдохновитель Pixar-а Пит Доктер – личность, стоящая за нестандартными анимационными фильмами вроде «Головоломки» и «Вверх». В этот раз Доктер продолжил продумывать интуитивную метафору смысла жизни в «Душе» – смелой метафизической драме о том, что движет человеческой личностью. Конечно, можно долго иронизировать, что мультфильмы Pixar повествуют об объектах, у которых вдруг проклевывается душа (у игрушек, «тачек» и т.п.), а в этот раз, простите за тавтологию, душа нашлась у души, однако отметём дурную иронию: простой, но в то же время амбициозный фильм содержит в себе житейские мудрости. «Душа» начинается со смерти неудачливого протагониста – школьного учителя музыки Джо Гарднера. Разочаровавшийся в своей жизни пианист только-только прошел прослушивание на аккомпанемент знаменитой джазовой певицы и вот, он упал в открытый канализационный люк. Не совсем оптимистичное начало для детского мультфильма. Впрочем, «Душа» во многом не играет по правилам: вместо того, чтобы попасть на Небеса, Джо в новом обличье, похожем на призрака Каспера, оказывается в месте, где новые души готовятся к жизни на Земле. Теперь ему надо отправиться на Землю, чтобы исполнить свою мечту. Фильм Pixar формирует загробную жизнь в абстрактной форме и делает почти невозможное: оживляет теоретические явления, существование которых лежит в мистической области бытия, и при этом наделяют каждую из них персонификацией. В сценарии Доктера души, перед тем как отправиться на Землю, участвуют в семинарах и общаются с наставниками, чтобы найти свою искру – талант или предрасположенность, которая в определенный момент жизни приведёт к цели всей жизни. Во время своего путешествия по этому прекрасному месту дух Джо знакомится с Двадцать Второй – душе, которая сотни лет томится в этом «предбаннике» бытия и никак не может найти свою искру. От Архимеда до Матери Терезы – все эти выдающиеся люди так и не помогли Двадцать Второй найти предназначение. Из множества новаторских (и даже авантюрных) идей «Души» одной из самых неожиданных является заявление, что существует такая вещь как чрезмерная зацикленность на мечте или смысле жизни. Да, довольно иронично, что этот урок захотели преподать сотрудники студии, жертвующих своими жизнями ради того, чтобы создавать качественные мультфильмы. А затем Доктер чуть ли не вслух (по крайней мере визуально) произносит ещё один непопулярный мессадж: иногда достижение мечты может заставить чувствовать себя опустошенным. Мечта, так или иначе, эфемерна: в этом «Душа» вышла произведением достаточно искренним и даже радикальным. Доктер говорит: ищите счастье в мелочах. При этой простоте «Душа» работает сразу на нескольких уровнях. Если придираться, то тематический контент здесь всё равно ориентирован на детей. Тем не менее, восприятие «Души» взрослыми лежит вне умных шуток и отсылок: здесь именно метафизическое толкование, основанное на тех вопросах, которыми взрослый человек так или иначе задается. «Душа» избегает как морализаторства, так и излишне депрессивных коннотаций. И, что интересно, в сценарии отсутствует антагонист: большая часть картины строится на отношениях Двадцать Второй и Джо, т.е. лишение сюжета злодея сыграло скорее на позитив в повествовании и усилило эмоциональное ядро, стерев проторенные сюжетные дорожки, которыми могли воспользоваться. «Душа» ставит перед собой невероятно высокие цели и, увы, не всегда может их достичь. Например, в анимационном фильме есть несколько незавершенных сюжетных линий: чем ближе мы приближаемся к кульминации, в которой собираются преподать главный урок, тем запутаннее он в контексте сюжета. В «Душе» так много всего, что можно насладиться и поразмышлять, а не анализировать сценарные элементы и тонкости подтекста: всё же эта лента лежит больше именно в подсознательной плоскости. Почти притча о жизни и смерти, которую дети младшего школьного возраста не поймут ввиду возраста, но всё равно смогут ею насладиться: яркая анимированная драма сложно поддается объяснению с точки зрения смысла и играет именно на эмоциях. Должно быть, это именно тот случай при просмотре, когда ребёнок и взрослый получают одни и те же впечатления, только зритель постарше может объяснить почему он это чувствует, а ребёнок – как он это чувствует. Pixar достигли вершины анимации, музыкального сопровождения, шуток, искреннего представления о жизненных проблемах и опыте, но временами с мессаджами о стремлении к мечте и искре жизни перемудрили: тонкость тут ни к чему. Экзистенциальные кризисы могут загрузить, хотя в «Душе» есть так много всего, чем можно наслаждаться: лишь небольшой оттенок сожаления о недостатке смелости и слишком аккуратной философии. 8 из 10

Всем советую к просмотру
Всем советую к просмотру