Найти в Дзене
Меритократия

Что не так с высшим образованием в России

Оглавление

«Я получил образование в библиотеке. Совершенно бесплатно.»
Рэй Брэдбери

В 2003 году Россия стала участником Болонского процесса по сближению систем высшего образования стран Европы. У нас появились Бакалавриат и Магистратура, но вот наши, отечественные Специалитет и Аспирантура никуда не исчезли. Произошло наложение систем друг на друга. Вступала Россия в это соглашение для того, чтобы российские студенты могли без проблем поступать в европейские ВУЗы, а европейцы в наши.

Но, как мы знаем, российское образование не очень то и востребовано в Европе, а к нам иностранные студенты едут в основном из Индии и Африки. Более того, можно по пальцам перечислить университеты, выпускающие действительно достойных специалистов.

Что же не так? Может быть, дело в студентах или преподавателях? А может, сама система устроена неправильно? У меня есть несколько предположений.

Студенты и преподаватели

Начнем с того, что поступить в университет сегодня стало проще простого. Да, бюджетных мест, наоборот, с каждым годом становится все меньше, зато на платные - поступай не хочу. Какого-либо отбора практически не существует, достаточно сдать ЕГЭ на минимальное количество баллов и тебя возьмут наравне с человеком, который честно учился все эти годы в школе и имеет какие-то знания.

Более того, многие ребята поступают либо для того, чтобы получить отсрочку от армии, либо потому что родители заставили. Но родители заставляют по той причине, что в их молодости окончание ВУЗа равнялось успеху и большим перспективам в жизни. Сейчас же, это совершенно не так. Большинство работодателей не смотрят на оценки, а многие и на наличие самого диплома. И они правы. Потому что им нужны люди со знаниями, а при такой системе формула диплом=знания не всегда работает.

Что же касается преподавателей, то добрая их часть – вчерашние студенты, которые побоялись выйти на конкурентный рынок труда и остались в ВУЗе. Хотя ни наука, ни искусство преподавания им неинтересны.

-2

Сама система

Сегодня большинство университетов применяют балльно-рейтинговую систему. Задумка то неплохая, однако, на практике это приводит к тому, что оцениваются не знания, а активность и посещаемость. Достаточно ходить весь семестр на пары, отвечать доклады, читая с листка, и получишь зачет автоматом.

По Болонской системе, бакалавриат – полное высшее образование. Но у нас не все работодатели так считают и предпочитают брать тех, кто окончил специалитет или магистратуру.

Что-то хорошее есть?

Да, безусловно, есть. Во-первых, есть преподаватели, которые на самом деле увлечены своим предметом, а если не предметом, то, по крайней мере, тем, что они делают вклад в развитие своей страны, обучая «будущее» этой страны.

Также есть ВУЗы, или, на худой конец факультеты в ВУЗах, где по-настоящему заставляют учиться. Студенты таких университетов жалуются, не выдерживают нагрузок, но именно там – дают знания, а не просто диплом. И обычно у преподавателей в таких местах хорошие зарплаты.

-3

……………………………

Что нужно изменить?

На мой взгляд, нужно ужесточить отбор на обучение. В большинстве развитых стран образование платное, но при всем при этом берут далеко не всех. Именно поэтому там идут в училища или сразу на работу после школы. И в этом нет ничего зазорного, потому что таких людей больше, чем тех, кто смог и посчитал необходимым поступить в ВУЗ.

Естественно, нужно отменять призыв в армию (у меня есть статья на эту тему), чтобы ребята не гнались за отсрочкой, нужно повышать зарплаты преподавателей, особенно в региональных университетах.
…………………………..

У российского высшего образования есть проблемы, но они решаемы. Если у вас есть предположения в чем еще дело и что можно изменить, то пишите их в комментариях. Любите свою страну!