Когда-то давно Джордж Ромеро придумал жанр «социального» хоррора, когда на людей охотятся мертвецы, но разница между живыми и мертвыми не слишком заметна, ведь угроза всегда исходит от тех, у кого есть умысел (у мертвых его нет). С тех пор прошло больше полусотни лет, и жанр прижился. Теперь это не всегда социальный подтекст и, вообще, многое изменилось. Но, например, популярность сериала «Ходячие мертвецы» говорит о том, что зрителю интересна тема зомби. Итак, представляю пятерку лучших фильмов про зомби.
«Ночь живых мертвецов» (Night of the Living Dead, 1968)
Брат с сестрой приезжают на кладбище, но там на них нападет странный тип (как окажется, мертвец). Брат погибает, а сестра убегает и прячется в небольшом доме. Очень скоро дом начнут атаковать мертвецы, а в доме будут и другие люди: но план спасения у всех свой.
Главная и первая картина про зомби, где, собственно, зомби появились в том виде, в котором мы их знаем. Стоит лишь отметить, что для 68-го года это новаторское кино. В главной роли чернокожий актер (что для того времени было уже ново). Тогда еще была актуальна тема войны во Вьетнаме: и убийства в кино, наверное, воспринимались не так легко, как сейчас. А в этом же году же году был убит Мартин Лютер Кинг. Ромеро умудрился сделать по-настоящему революционный фильм. К тому же, как я уже сказал, эта лента стала родоначальником целого жанра, который показывает, что бояться надо не мертвых, а живых.
28 дней спустя (28 Days Later, 2002)
Группа зоозащитников (конечно же, ради благих намерений) вламывается в лабораторию, но обезьяна, которую выпустили на свободу, становится причиной глобальной пандемии. Основная часть населения Англии погибнет, а немногие уцелевшие будут вынуждены спасаться от тех, кто еще не умер окончательно (зомби). Главный герой Джим (Киллиан Мерфи) выходит из комы в больнице и понимает, что мир изменился: теперь нужно не жить, а выживать.
Для всех, кто любит жанр кино про зомби – сюжетная тема о том, что герой проснулся в больнице, кажется, уже избита. Но британский режиссер Дэнни Бойл («Миллионер из трущеб», «Пекло»), первым додумался сделать из зомби бешеных зверей, а не медленных качающихся мертвецов. Собственно, формально в фильме никто мертвыми их и не называет: они инфицированные. Но сути дела это не меняет: конечно же, это кино о зомби, и это один из лучших фильмов нулевых в этом жанре. Дэнни Бойл, как минимум, всегда делал неглупое кино, и этот фильм не исключение. Безлюдный Лондон, герои, запершиеся в квартире многоэтажки, поход в заброшенный супермаркет, военные, которые, оказавшись предоставленными сами себе, медленно, но верно сами стали преступниками... Все это показано очень убедительно и жизненно. Must see .
Рассвет мертвецов ( Dawn of the Dead, 2004)
Блестящий ремейк классического одноименного фильма все того же Джорджа Ромеро: когда в аду не осталось места для мертвых, они пошли по земле (см. слоган на афише). Небольшая группа уцелевших забаррикадировались в супермаркете. Конечно же, как и во всех хороших фильмах про зомби, проблемы будут не только с мертвяками, но и с живыми.
Это первый полный метр главного на сегодняшний день визионера Голливуда Зака Снайдера («300 спартанцев»). Один пролог картины (все то, что происходит до супермаркета) уже дал понять, что режиссер умеет снимать эффектно и жестко. Собственно, главная черта режиссера Снайдера заключается в том, что его не волнуют сюжетные проблемы и рефлексии персонажей: он хочет сделать красивое кино. Поэтому в отличие от Ромеро, здесь акцент сделан на эффектное зрелище и настоящий ужас (и, правда, кино не для слабонервных). Хорошо это или плохо – решать, как обычно, зрителю. Но, пожалуй, можно смело сказать, что «Рассвет мертвецов» 2004-го года стал одним из канонических фильмов про зомби.
Война миров Z ( World War Z , 2013)
В мире случился зомби-апокалипсис. Вирус поражает всех через кровь (укус), и через 11 секунд человек становится зомби. Главный герой, бывший военный (Брэд Питт) оказывается вместе с семьей в самой гуще событий. И именно ему ООН поручит найти «нулевого пациента» (чтобы сделать вакцину от вируса).
«Война миров Z » - самый зрелищный фильм про зомби, но и самый спорный. Во-первых, это экранизация занятного романа Макса Брукса, в которой от первоисточника не осталось почти ничего. Во-вторых, сами мертвецы в картине приобрели какие-то сверхспособности – когда толпа людей переворачивает автобус или карабкается на гигантскую стену, будто это муравьи, а не люди… С одной стороны это очень зрелищно, с другой - все-таки физиология человека сильно отличается от насекомого. Да и законы физики никто не отменял. Но, в третьих, не каждый день увидишь Брэда Питта, который лично ведет войну с толпой зомби. Кстати, помощником Питта был назначен отечественный актер Хабенский, но, к сожалению, его роль полностью вырезали на пост-продакшне (кто не в курсе, можно посмотреть в Интернете интервью, где Хабенский сам интересно и красочно про все это рассказывает). Концовку зачем-то переделали, многое изменили (причем не лучшим образом), да и вообще здесь есть откровенные сценарные провалы. Но есть и интересные находки (впрочем, это уже детали). Я бы сказал, что главный минус картины – это ее рейтинг. По какой-то причине в кинотеатрах ленту выпустили с рейтингом (12+), поэтому крови там нет вообще (unrated версия вышла на DVD , но, в целом, это не сильно что-то изменило). Но, так или иначе, это все-таки первый блокбастер про зомби (бюджет 190 миллионов долларов), что уже, как минимум, делает его уникальным. И это его главный плюс.
«Выжить» (# Saraitda, 2020)
Южная Корея, Сеул, наши дни. Молодой геймер по имени Чжун Ву (Ю А-ин) просыпается утром у себя в квартире в обычной многоэтажке. Родители с сестрой поехали по магазинам. Внезапно начинается зомби-апокалипсис, Чжун вынужден коротать время в квартире и ждать спасения. Он делит еду на равные части, пытается связаться с родными, наблюдает в окно за толпами зомби. Очень скоро запасы еды подойдут к концу, водопровод перестанет работать, и, выяснится, что в доме напротив есть девушка, которая также сидит в квартире взаперти.
Можно подумать, что это обычное кино про зомби с той лишь разницей, что почти все действие происходит в одной квартире. Но не все так просто. Для начала фильму повезло с тем, что он оказался крайне актуальным, так как вышел на онлайн платформах как раз в самый разгар карантина. Но и это не главное. Это первый фильм про зомби (со времен создателя жанра - Ромеро), который, поднимает уже принципиально новые социальные проблемы. Оказывается, что современное поколение, не заставшее времена, когда не было Интернета, и даже (о, ужас) мобильных телефонов, может оказаться абсолютно неприспособленным к подобным экстренным ситуациям. Как только что-то пойдет не так, окажется, что беспроводные наушники куда хуже проводных. Или, возможно, люди сильно поторопились, когда уже давно практически полностью отказались от стационарных телефонов. А главный герой, сидя в квартире, наблюдая новости и зная, что наступил зомби-апокалипсис, не может додуматься хотя бы набрать воды, пока еще работает водопровод. Разумеется, все это не сценарные провалы, а именно наглядный пример поведения в экстренной ситуации молодого человека, чьи основные ежедневные потребности зависят от Wi-Fi и Bluetooth . В общем, очевидно, что тема зомби в кино еще актуальна. И фильм «Выжить» можно смело причислить к разряду злободневного кино. Главное, помнить, что блогерство, конечно, важное и прибыльное дело, но в случае апокалипсиса выживут те, у кого больше практических навыков.
5 отличных недооцененных фильмов ужасов
Новый сериал "Противостояние" по Стивену Кингу
"Пустой человек" - новый фильм ужасов