Российские цари всегда славились богатыми церемониальными предметами, интерьерами, платьями и украшениями. Буквально каждая мелочь в обиходе царской особы была произведением искусства, и не редко ювелирного. До революции 1917 года династия Романовых собрала завидную коллекцию ювелирных изделий, которые создавали лучшие мастера своего времени.
Tiare russe (Русский Кокошник) (Тиара Франж)
Классическая русская тиара, именуемая на Западе "франж" имелась в шкатулке и Марии Федоровны, и Александры Федоровны. Тиара выполнена из бриллиантовых лучей, ее можно было носить и как колье. Причина выбора в пользу этой тиары была проста: в России того времени очень модно было все русское 13-17 веков, поэтому стилизованная под кокошник тиара сразу стала популярна. Такую тиару заказала себе британская принцесса Мария Текская в 1890 году. Для британской принцессы ее собственную tiare russe изготовили в фирме Garrard&Co. Ювелирные мастера выполнили все в соответствии с требованиями заказчиков. Фирма изготовила, бриллиантовую диадему из белого и желтого золота.
Тиара состояла из зубцов, которые были усеяны бриллиантами с закрепами "паве". Такая закрепка использовалась, когда хотелось достичь иллюзии единого целого из маленьких камней. Всего в тиаре было 77 таких зубцов, а вся тиара была заполнена более чем 400 бриллиантами. Кроме того, как и все франжевые тиары, она легко трансформировалась в ожерелье.
Что случилось с этими тиарами после Революции, точно неизвестно: возможно, они были проданы коллекционерам в целостности, но, скорее всего, они были разломаны и распроданы по частям.
Большая бриллиантовая диадема с жемчугом
Всегда выигрышное сочетание бриллиантов и жемчуга, элементы популярного в 19 веке стиля lover’s knot и, конечно же, традиционная форма кокошника, – все это объединилось в роскошной Большой бриллиантовой диадеме. Она была изготовлена в начале 1830-х годов, предположительно, придворным ювелиром Яном Готтлибом-Эрнстом для императрицы Александры Федоровны, жены Николая I. Размер этой тиары поражает: 113 жемчужин разного размера и несколько десятков бриллиантов расположились на драгоценном каркасе высотой в полголовы. Диадема, таким образом, безусловно, представляла большую историческую ценность – но не для всех. После Революции она пропала со всех радаров и, предположительно, была продана на аукционе (возможно, все на том же «Кристи» в 1927 году) – не исключено, что для того, чтобы найти покупателей, новые власти разобрали тиару на части.
Свадебная тиара Княжны Ирины Юсуповой.
Изысканное ювелирное творение мастеров Cartier было создано за три года до бракосочетания Юсуповых, в 1911-м. Благородная платина, мерцающий горный хрусталь, вереница бриллиантов. И во главе всей композиции - величественный кристалл, весом в 3,66 карата. Ювелиры выбрали необычный рисунок для огранки горного хрусталя.
Когда настало время бежать за границу, Юсуповы пытались спасти хотя бы часть фамильной коллекции драгоценностей. Помимо упомянутой тиары, особо ценными считались еще 12 диадем, 42 браслета, 255 брошей и прочих украшений. Пришлось оставить их в тайнике во дворце Юсуповых, где впоследствии в 1925-м году находка попалась в руки большевиков, производящих обыск. Огромная часть Юсуповской ювелирной красы была, конечно, утрачена.
Сапфировая тиара
Массивный кокошник, туго усеянный бриллиантами и украшенный массивными сапфирами, – украшение фамильное, перешедшее в семью Великих князей из коллекции жены Николая I, Александры Федоровны. Все элементы с сапфирами и бриллиантами были съемными и могли носится, как броши. В качестве центрального элемента - овальный сапфир массой 162 карата.
Летом 1917 года в одежде рабочего Альберт Стопфорд проник во Владимирский дворец. Апартаменты великой княгини находились на втором этаже. В будуаре княгини находился настоящий клад из 244 предметов ювелирной работы отменного качества, стоимостью в несколько десятков миллионов фунтов стерлингов. И среди них историческая сапфировая тиара. Благодаря всё тем же связям в дипломатических кругах драгоценности удалось тайно вывезти из советской России во Францию, где они и воссоединились с княгиней. Для поддержания достойной жизни в эмиграции Мария Павловна вынуждена продать часть драгоценностей, среди которых была и сапфировая тиара. И новой владелицей шедевра ювелирного искусства стала королева Румынии Мария Мисси. Мария подарила Тиару своей дочери Илеане, которая выставила ее на продажу на аукционе США в 1950 году. Покупатель неизвестен.
Владимирская тиара
Великолепное убранство, представляющее собой изящное переплетение из 15 бриллиантовых колец, в центре которых свисает по одной массивной грушевидной жемчужине, – это очередное творение мастерской Болина. Его придворным ювелирам в 1874 году заказал великий князь Владимир Александрович – сын императора Александра II – для своей невесты Марии Павловны в качестве подарка на свадьбу. По имени великого князя теперь и называют тиару – Владимирской.
К тому моменту, как грянула Революция, Великой княгине удалось скопить огромную коллекцию фамильных украшений. Видя отчаяние Марии Павловны, один из близких друзей ее семейства, антиквар и дипломат Альберт Стопфорд, проник в покои княгини во Владимирском дворце и вывез из Петербурга в Лондон большую часть ее драгоценностей. В том числе и бриллиантовую тиару.
После смерти Марии Павловны тиара досталась младшей дочери Елене, которая, испытывая финансовые трудности, продала ее Марии Текской.