Найти тему

Эксперты объяснили причины, приведшие к топливному кризису в Хабаровском крае

Оглавление

В качестве факторов, повлиявших на дефицит и рост стоимости бензина, специалисты называют выросшие мировые цены на нефть.

Причины, которые привели к возникновению топливного кризиса в Хабаровском крае, назвали эксперты. В качестве таких факторов, вызвавших дефицит и рост стоимости бензина в регионе, специалисты назвали увеличение мировых цен на нефть и отсутствие необходимых запасов топлива.

Несмотря на то, что несколько дней назад на Хабаровском нефтеперерабатывающем заводе успешно завершилась модернизация оборудования, и на этом предприятии снова возобновился выпуск всех марок бензина, на многих АЗС нашего региона до сих пор фиксируется нехватка топлива и рост цен на бензин. Особенно остро эта проблема стоит в ряде отдаленных районов Хабаровского края, и к ее решению уже оперативно подключились краевые власти во главе с врио губернатором Михаилом Дегтяревым.

Однако, как показывает мониторинг различных российских СМИ, такая печальная ситуация сейчас наблюдается не только в Хабаровском крае и даже не только в регионах, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. В данный момент рост цен на бензин и дизельное топливо фиксируется во многих субъектах РФ — например, в Приморском крае, Москве, Татарстане и целом ряде других регионов. И нигде повлиять на эту ситуацию региональные власти не могут ввиду отсутствия у них таких полномочий.

Причиной увеличения цен на бензин во многих городах России стал рост цен на нефть на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. Дело в том, что длительное время стоимость нефти на этой бирже была относительно невысока, и, чтобы поддержать экспортеров нефти, российские власти снизили пошлины на нее. Сейчас же, когда в мире снова вырос спрос на нефть, в дело наверняка включатся федеральные власти и увеличат экспортную пошлину на нефть, что позволит перенаправить потоки топлива на внутренний рынок. Это позволит избежать дефицита бензина и роста цен на внутреннем рынке.

Кроме того, по мнению экспертов, на возникновение подобной кризисной ситуации также повлияли такие факторы как изменение схемы продажи топлива с заводов мелкооптовым покупателям, которое теперь все идет через биржу, а транспортное плечо увеличилось с двух недель до 45 дней, ажиотажный спрос на бензин, вызванный слухами о его дефиците, действия перекупщиков, скупающих бензин большими объемами и продающих его по вдвое завышенной цене, рост мировых цен на нефть и, как следствие, перенаправление потоков сырья с внутреннего рынка на внешние, а также постепенная отмена «антиковидных» ограничений и последовавшее за ней увеличение активности населения, к которой оказались не готовы АЗС и поставщики топлива.

В совокупности, как отмечают эксперты, именно эти факторы и стали причиной нарушения ритмичности поставок бензина и повышения цен на него в рознице. Кроме того, по мнению председателя регионального объединения работодателей «Союза работодателей Хабаровского края» Сергея Смоленцева, еще одной причиной бензинового кризиса в нашем регионе стало отсутствие стратегического запаса топлива.

— Мы все слишком доверились так называемой невидимой руке рынка — все хорошо, все продается, все работает. Никаких неприятностей, все ровно. Постоянным потоком на автозаправочные станции поступает топливо от производителей, разливаются в баки машины и едут. По итогу этого урока я бы рекомендовал и региональным властям, и производителям, и топливным трейдерам задуматься о необходимости создания неснижаемого запаса топлива. Оказалось, что его нет. Все работают с колес, — заявил Сергей Смоленцев.

А, к примеру, сопредседатель хабаровской регионального отделения организации предпринимателей «Деловая Россия» Сергей Степанов считает, что к росту розничных цен бензина привело увеличение мировых цен на нефть. Конечно, для государства это хорошо, ведь это приводит к поступлению средств в бюджет. Но эта ситуация точно так же переносится и на внутренний рынок, провоцируя увеличение цен на бензин точно так же, как это недавно было с биржевой группой продовольственных товаров.

— Наша нефтяная отрасль воспользовалась ситуацией, а население и бизнес страдает. Это тревожит, потому что данная отрасль в значительной степени монополизирована, и конкуренция на этом рынке не работает. Нужно понимать последствия этого. Повышение стоимости топлива неминуемо приведет к повышению стоимости всех групп товаров, а это шаг к росту инфляции, которая захватит страну в целом. Поэтому, на мой взгляд, государство должно вмешаться в ситуацию, как оно вмешалось с продуктами питания, и остановить неконтролируемый рост цен на топливо, — отметил Сергей Степанов.

Напомним, что для оперативного решения этой проблемы и обеспечения отдаленных районов Хабаровского края бензином, краевые власти уже приняли и продолжают принимать все возможные и необходимые для ликвидации возникшего кризиса меры . В частности, врио губернатора региона Михаил Дегтярев отправил телеграмму на имя зампреда правительства РФ Александра Новака с просьбой зафиксировать Хабаровскому и Комсомольскому нефтеперерабатывающим заводам объем реализации бензина через биржу за одну торговую сессию с учетом потребности дальневосточных регионов. Также в своем обращении глава региона сделал акцент на необходимости разработки нормативно-правового акта о субсидировании затрат на перевозку нефтепродуктов на Дальний Восток железнодорожным транспортом, что позволит снизить местные цены на топливо.

Топ новостей