Сегодняшний пост – продолжение рассказа об особенностях дореволюционных семейных отношений и того, что часто остается скрытым. Исполнение «супружеских обязанностей», беременности и появление на свет новых россиян.
В 1774 году брачный возраст для мужчин составил 15 лет, для невесты 13. В 1834 году его повысили до 18 и 16 соответственно. При выдаче дочерей замуж обычно старались делать это по старшинству, хотя и не всегда получалось. Среди крестьян большинство вступало в брак до 20 лет, и по статистике конца 19 века к 50 годам там «побывало» 96-97% населения (среди более привилегированных сословий процент мог быть ниже, но все равно абсолютное большинство). И так, что же их ждало? Ну и как всегда, тут опять часто вмешивалось сословное неравенство.
Церковь традиционно считает, что интимные отношения возможны только в браке, хотя, разумеется, на практике это было далеко не всегда так. И тут молодоженов могло поджидать первое испытание, особенно невесту. А именно отсутствие полового воспитания. Сельская молодежь имела представление хотя бы в общих чертах, потому что при весьма скученном проживании могла случайно или умышленно подглядеть интимные моменты жизни своих родственников, и, ухаживая за домашними животными, видела процесс их размножения. Да и фривольные разговорчики и частушки не были табу. А вот аристократок всячески оберегали от любой подобной информации, считая, что половое просвещение – дело будущего супруга. С учетом того, что долгое время их нередко выдавали замуж исходя из воли родителей, а не личного выбора и тем более чувственных желаний, то супружеская жизнь оказывалась для многих неприятным сюрпризом. К тому же, если сами женихи до этого имели опыт, то, как правило, с «профессионалками», и не очень понимали, как вести себя с юными неопытными девами. Да и половое воспитание мужчин в семьях обычно сводилось к двум противоположным вариантам. Первый – рассказ об ужасах зппп, а иногда и наглядной их демонстрацией. Николай I рассказывал, что в подростковом возрасте ему показали больных на последних стадиях «срамных» недугов. Он реально испугался, и его первая брачная ночь стала и его первым опытом (что не мешало ему позже заводить любовниц). Тот же метод Николай I применил и к своему сыну, будущему императору Александру II , и на нем это не сработало. Либо родственники наоборот подсовывали молодому человеку симпатичную прислугу, отводили к жрицам любви и никак не препятствовали добрачным похождениям.
После свадьбы первую брачную ночь молодожены обычно проводили в доме жениха. Если речь шла о крестьянах, то тут были свои традиции в каждой местности. Но суть сводилась к тому, что пара уединялась в отдельной комнате или каморке, а на утро выходила и, исходя из того, была невеста целомудренна или нет, ее либо поздравляли, либо ругали, всячески выражали недовольство ей и ее родителям. Где-то демонстрировали окровавленную рубашку, где-то верили на слово. Но в некоторых местах, особенно в северных регионах, вопросом девственности особо не интересовались. Дальше супружеская пара обычно получала себе в избе спальное место, отделенное занавеской (спали все равно все в одном общем помещении, поэтому с приватностью дела обстояли плохо), иногда супруги могли проводить досуг в бане или на сеновале. Ну а после свадьбы молодая жена становилась полноценной работницей в новом доме и начинала работать наравне со всеми остальными домочадцами.
Аристократы такой демонстрацией не занимались. Тем более что по указанным выше причинам не целомудренных невест было очень мало, за девушками бдительно следили, а если не уследили, закладывали обычно «компенсацию» в размер приданого. После свадьбы супруги часто уезжали в свадебное путешествие (если, конечно, были на это деньги, а еще довольно часто невеста отправлялась с мужем к месту его службы (если служил в другом регионе). Спальни у супругов могли быть общими, но нередко они были и раздельными, а муж навещал супругу время от времени. При этом было обычным делом, если это самое время случалось редко, а чаще супруг проводил досуг в компании любовниц и жриц любви (а некоторые «редиски» еще и на это приданое жен проматывали, и в результате случались конфузы и скандалы, но это уже другая история). Жены относились к изменам по-разному. Некоторые возмущались и даже пытались развестись, но часто смотрели сквозь пальцы и наоборот были рады, что «долг» с них не требуют.
Долгое время сама формулировка «супружеские обязанности», «долг» как бы напоминала семейной паре, что сие занятие имеет целью исключительно деторождение, а об удовольствии речи не идет. Более того, стандартный набор вопросов на исповеди включал в себя обязательные и о том, не занимались ли супруги чем-то недозволительным. А недозволительными считались все варианты кроме традиционного. Но истинной религиозностью многие россияне особо не отличались, а больше просто соблюдали ритуалы как дань традициям и приличиям. Обычно кающихся на исповеди призывали больше так не делать и в качестве наказания накладывали епитимью, например, временно запрещали посещать церковные службы или велели дополнительно поститься.
Но все же традиционное воздержание во время постов многими соблюдалось, особенно крестьянами. Также не занимались этим в церковные праздники, и даже в обычное время по средам и пятницам. На супружескую жизнь влияли еще и сельскохозяйственные работы и иные дела хозяйские. Как пишет известная бытописательница Ольга Тянь-Шаньская в «Жизни Ивана», «отъевшийся осенью Иван, да еще после шкалика, всегда неумерен. А Иван голодный, в рабочую пору, например, собственно, не живет с женой». Писатель Глеб Успенский также отмечал «существование в крестьянском быту желания сохранить женщину для возможно большего количества рабочих дней – желания, чтобы баба в трудную рабочую пору страды была здорова, не лежала в родах и не была брюхата». К детям, предположительно зачатым во время поста, особенно перед Пасхой, отношение было негативным. Их называли «постниками» и считали, что зачатый во грехе имеет повышенную склонность к свершению преступлений.
этот материал также опубликован в моем блоге на pikabu тут
#история #дореволюционный быт #брак #отношения