Найти тему
InFocus

О ПЛЮСАХ ДИСТАНТА ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО: ВОСЕМЬ АРГУМЕНТОВ В ЗАЩИТУ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ

На этой неделе российская высшая школа перешла к традиционному очному режиму образования. Информационные ленты пестрят сообщениями о том, как студенты в регионах возвращаются в учебные аудитории. И одновременно появляется много публикаций, основа идея которых – поскорее забыть о «дистанционке» – мол «мавр сделал свое дело, мавр может уходить». Хочу выступить оппонентом и высказать свои аргументы в защиту дистанционного обучения, тем более, что хулителей у него значительно больше, чем защитников.

Первое. Никто не отрицает, что дистанционное обучение позволило сохранить жизни и здоровье многих вузовских преподавателей, студентов и их родственников. Надеемся, что пандемию в ближайшее время удастся победить, но впереди нас неизбежно ждут другие испытания – ведь сезонные эпидемии гриппа, природные катаклизмы никто не отменял. И теперь, я надеюсь, руководители высшего образования в подобных ситуациях будут действовать более решительно и возвращаться на какой-то период к системе дистанционного обучения.

Дистант позволил повысить посещаемость

Второе. Как ни парадоксально это звучит, но дистант позволил повысить посещаемость учебных занятий. Об этом говорят и пишут многие преподаватели вузов – на онлайн-лекциях присутствовало зачастую значительно больше студентов, чем ранее в учебных аудиториях. Это, в первую очередь, относится к студентам-заочникам. Я вообще считаю, что сегодняшний полный возврат заочников в аудитории – это решение скорее политическое и, на мой взгляд, ошибочное. Студенту – заочнику сегодня достаточно сложно приезжать на лекции из сельской местности и других городов, ему зачастую непросто отпроситься с работы, чтобы сбегать на занятия, а молодой маме – студентке бывает не с кем оставить маленьких детей. А в «онлайне» на занятиях они весь прошедший год присутствовали. И речь идет не только о заочниках. Не секрет, что работают на предприятиях многие старшекурсники очной формы, работают в том или ином режиме почти все магистранты. Для части из них работа – это возможность самостоятельно заплатить за свое обучение. Для таких студентов дистант – это прекрасная возможность для совмещения.

Третье. В период дистанционного режима обучения частично сбылась «вековая мечта» деканов и заведующих кафедрами – «затащить» на лекции известных ученых и крупных руководителей бизнеса. Раньше при традиционном режиме обучения они обычно вяло откликались на просьбы вузовских руководителей – сложно в разгар рабочего дня покинуть свои НИИ и предприятия. А вот возможность прочитать лекцию для студентов, не выходя из своего рабочего кабинета, для многих оказалась привлекательной и легко реализуемой.

Четвертое. У менеджеров высшей школы появились дополнительные инструменты и рычаги в обеспечении качества. Если в традиционном режиме достаточно трудно заменить преподавателя, который явно «не тянет» читаемую дисциплину, то теперь возможностей прибавилось. Можно пригласить преподавателя из другого региона – в случае дистанта никаких проблем. Можно использовать соответствующие онлайн-курсы других университетов.

-2

Дистанционное обучение открыло новые возможности

И это еще не все. Новые возможности руководителей кафедр и факультетов немедленно почувствовали преподаватели. У них неожиданно появился дополнительный мотиватор – необходимо постоянно думать о качестве преподавания, иначе – есть варианты. Разрушается господство преподавателей – «монополистов». На небольших факультетах региональных университетов такие профессора и доценты достаточно часто присутствуют. Только такие «монополисты» читают определенные курсы, не испытывая конкурентного соперничества. Теперь конкуренция появилась, следовательно, придется развиваться и совершенствоваться.

Пятое. Не секрет, что в не очень преуспевающих вузах основные «инструменты» преподавателя на лекции – доска и мел, современных оборудованных аудиторий на всех не хватает. В «онлайне» для преподавателей раскрываются широкие возможности – презентации, видеоролики, графические средства и многое другое. И мои коллеги, которые умеют и любят использовать современные образовательные технологии, в период дистанта по-настоящему развернулись.

Шестое. Для профессорско-преподавательского состава вузов переход на дистанционное обучение явился мощным стимулом в освоении технологий электронного обучения. Если раньше руководителям университетов приходилось своими волевыми решениями внедрять электронную образовательную среду в учебный процесс, непрерывно ощущая противодействие преподавательского корпуса, то в прошлом году все в корне изменилось – преподаватели и днем, и ночью осваивали новые технологии работы. Много в тот период писали, что преподаватели в солидном возрасте толпами увольняются из-за изменившихся условий работы. Не соглашусь – ушли, я думаю, единицы, а подавляющее большинство независимо от возраста стали достаточно квалифицированными специалистами в сфере использования новых образовательных технологий.

Седьмое. Переход на дистант привел к поистине революционным изменениям в системе дополнительного профессионального образования (ДПО). Я теперь с улыбкой вспоминаю ноябрь 2019-го года. Наш университет выиграл в то время грант на реализацию программ ДПО в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого». Я разговаривал тогда с руководителем кадрового департамента регионального правительства. Он говорил мне, как это здорово, что можно обучить чиновников за счет федеральных средств, но им денег на обучение выделили совсем крохи, что учить бы они хотели не только специалистов регионального центра, но и чиновников из сельских муниципалитетов, но одно «но» – «конец года, и ни одного человека я с работы  к вам в университет не отпущу, дистанционно, пожалуйста». И тогда на свой страх и риск мы решили учить государственных и муниципальных служащих дистанционно. Прошел всего год, и аналогичный проект, и уже ни у кого никаких вопросов не возникало – конечно, дистанционно! И я лично наблюдал, как сотрудники областной администрации слушали лекции на своих рабочих местах. А кто не мог этим заниматься во время в работе, те вечерами слушали записи дневных лекций на YouTube, переписывались в чатах с преподавателями, проходили дистанционно тестирование. Я думаю, слушатели программ ДПО в большинстве своем в учебные аудитории уже не вернутся.

И, наконец, восьмое. Изменилась и жизнь абитуриентов, особенно проживающих в малых городах и на селе. Многие из них поняли, что готовиться к ЕГЭ эффективнее и дешевле, используя специализированные образовательные ресурсы в интернете. Здесь широкий выбор квалифицированных репетиторов, готовых проводить платные удаленные занятия практически по любым предметам. Интернет-сегмент репетиторства все активнее наступает на частных репетиторов, работающих на дому. А конкуренция на этом рынке не помешает – и качество повысится, и цены, возможно, упадут.

Поэтому мне представляется, что будущее у дистанционных технологий есть, и оно достаточно безоблачное.

Евгений Белый, доктор технических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ, автор телеграм-канала «Наука и университеты»

Читайте больше на нашем сайте