Практически каждому взрослому хочется, чтобы дети и внуки были счастливее нас. Мы совершенно не задумываемся на тем, что у ребенка каждый день происходят какие-то события радостные и не очень, в садике, школе, на улице. И в этих событиях он пытается либо быть собой, либо приспособиться к ситуации.
Наша дежурная фраза –«Как у тебя дела?», чаще всего находит детский ответ «Нормально». И редко кто из детей поделится со взрослыми своим нерешенным вопросом. Больше всего взрослые хотят, чтобы ребенок стал таким, как они хотят. И обязательно отвечал, и реагировал на замечания так, как хотим мы. А если по – другому, значит плохо воспитан. И с упорством, отягощённым годами, начинаем рассказывать, как бы поступили мы, как раньше себя вели дети, какие они были послушные. Получается, что не дети, а мы своенравны, упрямы и агрессивны. А то, что это чистый воды эгоизм нас, взрослых, вообще не волнует. Мы никогда не позволяем ребенку быть собой в конфликтных сложных ситуациях, нам важно, чтобы он в конфликте обязательно признал свою вину, согласился с нами. И, собственно, в этой ситуации мы принуждаем его ко лжи. А если не согласился, не стал лицемерить, наказываем, тем самым рождаем в нем ненависть и коварство. Ребенок замыкается, но обязательно будет искать случая отомстить, доказать свою правду. Самое главное понять, чем вызван конфликт, почему ребенок совершил проступок, и совсем не страшно пожалеть его, показать, что он слабее нас взрослых и, что не смотря ни на, что он не одинок, ему помогут. Наверное, знакомы ситуации, когда в ответ на проступок на каком-то уроке, ребенок нам парировал, -«А сам -то(сама-то) как разговаривает!», это про учителя, и согласитесь, часто не следя за собой наши дорогие педагоги, да и вообще взрослые, видят только провинности детей. Безусловно тема очень тонкая, есть грань между вседозволенностью и выражением самого себя. Но если мы будем ругать детей, заставлять их делать только так как делают все, прятать свои чувства, мы не увидим их особенностей и не поможем избежать может быть очень серьезных ошибок, не только поведенческих, но и выборе увлечений, занятости, в конце концов в выборе профессии. В социальных сетях есть замечательный ролик о папе и ребенке, первый очень хотел, чтобы ребенок стал борцом, но ребенок отлично рисовал и несмотря на физические возможности стал вопреки желанию папы заниматься рисованием. К счастью, отец понял и поддержал сына в его выборе. Хотя в жизни бывает обратное. А как часто мы слышим от мамы –«Мне всегда нравилось синхронное плавание, обязательно дочка будет этим заниматься!». А при чём здесь дочка? Самое трудное услышать и понять ребенка, но именно это позволяет ему быть собой и прожить счастливую жизнь.