В наше неспокойное время мы так уже привыкли вертеться в постоянном кругу информации и новинок, что обычно и не замечаем, что вокруг происходит. Нам часто кажется: постоянно все меняется, все обновляется, наша жизнь становится все лучше. На деле это не совсем так. Проследим этапы того, что давала нам цивилизация для того, чтобы активно проводить досуг и развивать свои интересы. Награда для нас, так сказать, за вклад, который мы в нее вносили.
1. Книги: средние века – середина 2010х годов. С появлением печатных изданий стало возможно распространять знания и художественный вымысел для развлечения.
Наибольший расцвет книжное издание приобрело с XIX века. Читать начали постепенно все слои населения, не только знать, но даже простые крестьяне. В XX веке переживало расцвет. Миллионы изданий художественной и специализированной литературы. Многие из нас выросли на книгах, начинали учиться с книгой в руках. Но к 2010м годам XXI века увлечение книгами в значительной степени уменьшилось. Люди стали меньше читать, книги постепенно переходят на электронный формат. Сейчас еще можно купить многие бумажные издания, но за последние десятилетия авторы, казалось, перепробовали все жанры и все возможные ситуации, поэтому ушли в глубокий само повтор. Книг издавалось слишком много, и большей частью низкопробного развлекательного содержания, лишенного интеллектуальной составляющей, что неизбежно привело к стагнации в отрасли. Сейчас все реже можно встретить увлеченного читателя, а тем более библиофила. В основном читает старшее поколение, молодое предпочитает другие развлечения.
2. Кинематограф: конец XIX века – 2020е годы. Начинался с попыток анимации рисунков, которые быстро менялись перед светом лампы. Наибольшего расцвета достиг в XX веке.
За последние десятилетия кинематографисты заполонили рынок изделиями различной стоимости и качества. От поделок до эпических полотен. Но в последние годы ощущался все более заметный упадок. Сюжеты повторялись, режиссеры предпочитали сложному сценарию красивые декорации, зрителей утомили все более безвкусные продолжения известных картин. В итоге самые знаменитые кинокомпании мира сейчас уже влачат по сути жалкое существование, с трудом собираясь выпустить очередной абсолютно бездарный опус. Во многом кинематограф повторил судьбу книгопечатания: все сюжеты просто исчерпали, больше ничего не изобрести, а повторы и продолжения не приносят ожидаемого зрительского интереса.
3. Радио: конец XIX века – конец XX века. Бурное развитие радио произошло с появлением радиовещания. Люди охотно приобщались к прослушиванию радиопостановок и новостей. Многие сами изготавливали простейшие радиоприемники.
Появление транзисторных радиоприемников породило настоящий бум в отрасли. Содержание радиопередач в те годы было интересным. Голосовой театр, музыка, новости. Все это было в новинку. Над этим работали лучшие авторы и режиссеры. Но уже к концу XX века радиовещание в значительной степени вытеснено телевидением и компьютерами. Сейчас радиовещание еще формально существует, там есть и постановки, и концерты, и выпуски новостей, но это все сохранилось в основном для автомобилистов.
4. Телевидение: начало XX века – наше время. Начиналось с механических устройств, позже появились электронные.
Наибольшего расцвета получило в середине XX века после изобретения электронно-лучевой трубки и строчной развертки. Затем пришла эра цветного телевидения, и в каждом доме распахнулись двери в яркий красочный мир. В XXI веке наконец реализовали давнюю мечту, сделав плоский телевизор высокой четкости. Вещание стало цифровым. Но содержание передач становилось все более муторным и малоинтересным, однотипным, повторяющимся бесчисленное количество раз. Парадоксально, чем качественнее становилась картинка, тем менее интересно было на нее смотреть. Скорее всего, телевидение скоро постигнет судьба радиовещания.
5. Аудио: начало XX века – 2020е годы. Наибольший подъем эта древняя культура воспроизведения музыки приобрела в середине XX века. От граммофона к проигрывателю грампластинок, затем магнитофону, CD -проигрывателю. И наконец устройств для проигрывания компьютерных файлов и приема интернет-потоков.
Расцвет получила с появлением высококачественных устройств бытового воспроизведения музыки – High Fidelity (HiFi ). Наибольший подъем индустрия испытывала в конце XX века, затем наметился спад. И чем дальше, тем меньший интерес вызывали эти устройства. В настоящее время высококачественными устройствами для проигрывания музыки в основном увлекается старшее поколение. Парадокс, но чем больший выбор музыкальной продукции предлагается, тем меньше выпускается специализированных устройств для ее воспроизведения. В частности, это связано с переменами в самой музыкальной культуре, она стала в массе эклектичной, келейной, и мало подходит для интереса большинства слушателей.
6. Видео: конец XX века – 2010е годы. Следующим шагом после магнитофонной записи музыки стала запись видеоизображения.
Пройдя путь от магнитофонной записи, DVD к компьютерным файлам и потокам из интернета, видео, как способ развлечения, в основном следует за кинематографом и повторяет его судьбу. То есть испытывает упадок.
7. Компьютер: середина XX века – наше время. Начавшись со счетных механических приспособлений, в XX веке постепенно превратился в мощный компактный инструмент, и попал на стол практически каждого человека.
После появления персональных компьютеров и компьютерных игр начался бум компьютеризации. Многие молодые люди становились фанатами игр и проводили за экраном монитора целые сутки напролет. Со временем компьютеры становились все мощнее, экран больше, окружение удобнее, но происходило то же, что и с киноиндустрией. В XXI игры становились все менее интересными, часто нарисованными аляповато. Некоторое оживление произошло с появлением сетевых многопользовательских игр, но в целом индустрия испытывает в последние годы заметную стагнацию.
8. Интернет: начавшись с военной разработки конца 1960х годов, постепенно вырос до глобальной сети, объединяющей миллиарды пользователей.
Огромное количество мест, созданных для просмотра, названных сайтами. Огромное количество информации. Дополнительный бум произошел с появлением интернет-торговли. Но со временем интернет стал сильно страдать от обилия мусора. Повторы информации, лишь бы показать рекламу, ненужная информация, спам, все это стало уже непреодолимой преградой на пути тех, кто хотел бы предложить что-то новое и необычное. В этом нагромождении его может просто никто не заметить.
9. Социальные сети: конец XX века – наше время. Появившись и стремительно развиваясь, социальные сети стали постепенно местом досуга, общения, торговли, групп по интересам.
Продолжая развиваться, социальны сети постепенно становились все более скучным местом. Миллионы анкет, которые просто там есть и не активны. Большинство людей туда заходит изредка. Против ожидания, не привели к сближению посетителей и увеличению дружеских контактов.
10. Гаджеты: 2010е – наше время. Бурный расцвет портативной сотовой связи породил интересную идею, совместить это устройство с цветным экраном и мощным процессором, породив своего рода носимый мини-компьютер, который назвали смартфон.
Одновременно со смартфоном появилось устройство большего размера, которое назвали планшет. Его разновидность, предназначенная для чтения, названа электронная книга. Понятным действием стало подключить эти приборы к сети интернет. Бум портативных устройств такого вида, продолжавшийся в последние годы, привел в постепенному выравниванию спроса. Опять все затормозило наполнение. Сейчас чаще всего используются для коммуникаций в социальных сетях и просмотра интернета, редко для игр, которые так и не доросли до уровня компьютерных.
11. Блоги: конец XX века – наше время. Начавшись как что-то интернет-дневника, постепенно выросли до своего рода частных каналов информационного и развлекательного назначения.
Толчок развитию дало появление видео-блога YouTube в 2005 году. А настоящий бум начался с вводом монетизации, когда люди получили возможность таким образом зарабатывать деньги. Но как результат сложились настоящие помойки, заполненные тоннами ненужной информации, и рекламой, которую почти никто никогда не смотрит. Сложился своего рода тупик, когда блогер за свои сочинения на злободневную тему, на которые тратит не слишком много времени, может заработать от рекламодателей столько же, сколько специалист высокой квалификации или даже директор маленького предприятия. Такое состояние нарушает законы капитализма, ведь производится не товар, а обсуждение. По сути, описание. И реклама, которую посетители чаще всего проматывают или игнорируют. Это действительно по сути способ сделать деньги из воздуха, но история наглядно показывает, что надувшиеся таким образом мыльные пузыри – очень недолговечное явление. Кроме того, создатели блогов уже почти исчерпали все возможные темы.
Вот такая интересная жизнь у нас была в последние десятилетия. Что же дальше нас ждет? А дальше все!
ДАЛЬШЕ НИЧЕГО НЕТ.
Эпоха научно-технического прогресса завершилась, и больше никто ничего не изобретает.
Финита ля комедия, господа! На этом все заканчивается.
Удивительно да? Так много было, и больше ничего не будет. Расходимся, не задерживаем.