Найти в Дзене
Иеродиакон Василий

Часть 13. Католическая этика.

Угроза разрыва с античной философией потребовала попытки вернуть в научный обиход учение Аристотеля. С этой задачей справилась католическая этика в рамках "схоластики" (школьного богословия).
Величайший представитель схоластики Фома Аквинский, вновь привлекает методологию античности и возрождает этико - рационалистические традиции. В своем учении - Томизме, он соединил христианскую догматику с

Угроза разрыва с античной философией потребовала попытки вернуть в научный обиход учение Аристотеля. С этой задачей справилась католическая этика в рамках "схоластики" (школьного богословия).

 Величайший представитель схоластики Фома Аквинский, вновь привлекает методологию античности и возрождает этико - рационалистические традиции. В своем учении - Томизме, он соединил христианскую догматику с учением Аристотеля о добродетели, дополнив античные добродетели ещё тремя теологическими: верой, надеждой и любовью. Он видел в этике моральную философию, рассматривающую волевые и разумные действия человека, сориентированными на единое и высшее благо - Бога. Основные положения доктрины Томизма: главная проблема - соотношение свободы воли, разума и благодати; воля - главный фактор в выборе добра и зла; наличие свободной воли - условие ответственности человека за свои поступки; воля подчинена разуму; земные дела имеют реальную ценность; нравственные поступки приближают к Богу, а безнравственные отдаляют; спасение грешников вне церкви невозможно. 

Одним из этапов развития Средневековой этики, стали этико - социальные идеи Мастера Экхарта (1260 - 1327), немецкого философа, опирающиеся на пантеистические течения (ересь). Его Доктрина, утверждающая возможность непосредственного постижения Бога, фактически отрицала Церковь, с её устройством и обрядностью. В 15 веке эти ереси нашли завершение в этике протестантизма (М. Лютер, Ж. Кальвин).

Наряду с церковной концепцией теологической этики имели место концепции внецерковного характера. В 14 - 15 веках этической проблематикой занялись представители светской культуры - гуманисты, которые стремились уклониться от теологии, реализуя принцип антропоцентризма. В гуманизме человек обретает главную ценность. Гуманисты критически относились к средневековому религиозному наследию и призывали вернуться к античной культуре. За этим историческим периодом закрепилось название Возрождение (Ренессанс). Характерным отличием эпохи Ренессанса стал культ красоты человека, что привело к разгулу страстей и моральному кризису общества, что и стало предтечей французской революции со всеми вытекающими из неё кровавыми последствиями.

Таким образом, основными течениями Средневековой этики явились: теоцентризм; космополитизм; иррационализм; практицизм и мистицизм.