Добрый день, уважаемые читатели!
Когда-то в Орле планировалось строительство скоростного трамвая с подземными участками в центре города.
Нечто подобное было реализовано в Волгограде и Кривом Роге, где сооружены выделенные трамвайные пути с минимально возможными пересечения с проезжей частью для автомобилей и подземными тоннелями построенными по стандартам метрополитена.
Схожие проекты скоростного трамвая (или метротрама) планировали масштабировать по многим городам Советского Союза, где численность населения не достигала миллиона человек, но внеуличный скоростной транспорт был необходим для решения насущных проблем по транспортному обслуживанию населения.
Особого развития скоростной трамвай не получил даже при СССР. В городах, где планировали скоростной трамвай с подземными участками, его переделывали в проект классического метрополитена. Пример, Львов или Вильнюс (современный период). Так или иначе, развал СССР отложил или закрыл многие проекты по развитию внеуличного транспорта в городах бывшего Союза.
Материалов по Орловскому скоротраму в интернете крайне мало. Сохранилась удаленная статья с Википедии на Cyclowiki. Есть записи жителей на местных форумах, которые разместили сохранившееся до наших дней вырезки из статей старых выпусков орловских газет.
Вот по этим имеющемся кускам информации и собрал всё воедино :)
Представляю интерактивную карту Орловского скоростного трамвая:
https://yandex.ru/maps/-/CCUMjProPD
Примечания по карте:
1. Синим цветом на карте отмечены линия и станции Орловского скоростного трамвая на основе статьи из Cyclowiki. Старые советские планы.
Сталепрокатный з-д — ул. Космонавтов (УВМ) — Артельный пер. — плотина ТЭЦ — Карьерная ул. — ул. Горького — подземный участок под пл. Ленина с порталами у Красноармейской ул. и музея Тургенева — мостовой переход через р. Орлик — 2-я Пушкарная ул. — Колхозная ул. — фабрика Восход — Автобусный вокзал.
2. Зелёным цветом на карте отмечено соединение линии скоростного трамвая с "обычной" трамвайной линии через Герценский мост близ Кинотеатра Родина и Администрации Железнодорожного района. Указано в Википедии без ссылки на источник в интернете, но из текста слова приписываются председателю горисполкома Тимохину:
Трамвайный переулок — Герценский мост — ул. 8-е Марта — Пожарная ул. — Карьерная ул. — плотина ТЭЦ — ул. Космонавтов — СПЗ
Скорее всего так запустили бы первую очередь скоротрама.
3. Фиолетовым цветом маршрут прохождения скоростного трамвая из современного генерального плана г. Орла, подготовленного специалистами из г. Санкт-Петербурга. Предполагается использовать старую ЖД-линию «Орёл - Брянск» под скоростной трамвай и построить новые трамвайные пути до объездной города Орла (трасса М-2 «Крым»), где планируется возведение новых жилых микрорайонов.
В генплане маркером по карте нарисован маршрут скоростного трамвая до станции «Саханская», скорее всего здесь специалисты предлагают проложить трамвайные пути вдоль действующей безальтернативной ЖД-линии.
4. Красным цветом обозначен маршрут орловской городской кольцевой электрички из того же современного генерального плана г. Орла, из его текстовой части. Указал на карте для ознакомления, ведь это тоже де-факто скоростной внеуличный транспорт.
На расчетный срок, при значительном увеличении объемов пассажироперевозок, проектом предусматривается возможность организации внутригородского сообщения по железной дороге. Линия городской электрички (аналога скоростного трамвая) может связать отдаленные районы города Орла между собой и с центром города, например, по кольцевому маршруту Стальной Конь – Орёл Главный – Кромская – Цон – Лужки Орловские – Семинарская – Орёл Главный. В дальнейшем, возможен полный вынос внутригородской линии железной дороги Брянского направления и перепрофилирование данного участка исключительно под движение скоростного трамвая.
Это уже третья идея официальных властей по использованию старой ЖД-линии «Орёл - Брянск». Скоростной трамвай, городская электричка и скоростная автомагистраль. Пока ничего из этого не построили и даже не приступали к более детальным проработкам.
Почему не построили Орловский скоростной трамвай?
Известно, что первоначально скоростной трамвай хотели внести в план на X пятилетку (1976-1980 гг.), потом XI, XII, XIII и т.д. Но строительство так и откладывали, что и техзону скоростного трамвая начали застраивать жильём, объектами торговли и т.д.
На то были объективные причины:
- Орёл не обладал необходимой численностью населения и пассажиропотоком для скоростного трамвая.
Застройка жильём Северного района велась медленными темпами. К тому же, Орёл так и не стал металлургическим центром, как того хотели городские власти в своё время.
- Отсутствие необходимых средств для возведения скоростного трамвая.
В районе пересечения с ЖД-линией у ЖД-вокзала предполагалась возвести тоннель. Через р. Оку хотели реконструировать плотину под движение трамвая. Про подземную часть в районе площади Ленина уже молчу. Расчёт был на помощь Союзного центра. Своими силами вряд ли потянули бы. Да и сразу задавались бы вопросом — "А нужен ли скоростной трамвай в Орле?".
- Снос и расселение огромного числа домовладений, что могло создать негативные настроения среди населения по поводу скоростного трамвая. Предлагаю посмотреть на карте retromap район 2-й Пушкарской улицы и Колхозной улицы. Даже в 1942 году уже здесь был частный сектор.
В современных реалиях общественный транспорт ежегодно теряет своих пассажиров из-за повсеместной автомобилизации, перевозчики жалуются на низкую рентабельность бизнеса из-за низкой стоимости проезда.
Тем временем население Орла сокращается, увы. Так что, скоростной трамвай в Орле — очередной несбывшейся проект города. Маловероятно, что к нему вернутся в будущем, но всякое может быть.
P.S. Спасибо за прочтение статьи!