Андрей Кончаловский старается каждый раз рассказать нечто неожиданное и концептуальное. В 2020-м советский и российский классик показал нам "Дорогих товарищей!".
Новочеркасск. Летом 62-го года советское правительство объявляет о повышении закупочных цен на мясо и молоко. Незадолго до этого на Новочеркасском электровозостроительном заводе на 10% были снижены расценки за тяжелый труд, что снизило фактическую зарплату рабочих. Всё это приводит к всплеску недовольства: начинается забастовка, вскоре выливающаяся в массовую демонстрацию.
В начавшемся хаосе пытается разобраться искренняя сталинистка, партработница Людмила Сёмина. Ее дочь Света настроена более демократично, она уверенно принимает участие в демонстрации. Никто еще не знает, что эти события превратятся в темное пятно советской истории - по восставшим пролетариям будет открыт огонь...
У картины масса художественных достоинств: феноменальное воссоздание советского быта (что очень контрастирует с современными "глянцевыми" поделками о Советском Союзе), множество чудесных (в том числе непрофессиональных) исполнителей, достоверные "советские" лица и стильное черно-белое изображение в формате 4:3.
Юлия Высоцкая вообще доказала, что она не просто жена режиссера, а глубокая драматическая актриса. Но неминуемо возникает дискуссия об антисоветском посыле.
Мне кажется, что такие обвинения натянуты: во-первых, Сёмина и часть других персонажей - люди социалистических взглядов и не отрекаются от них; во-вторых, автор показывает всех героев (даже сотрудников КГБ) с огромной любовью; в-третьих, не зря демонстранты идут протестовать против советской власти с портретами Ленина в руках - все сложнее, чем банальные упреки об "империи Зла".
Это фильм о человеческих судьбах, а не о политике. Для меня "Дорогие товарищи!" стали настоящим художественным потрясением.
Спасибо за внимание! С Вами был «Культурный рассвет», подписывайтесь на канал ! С нами интересно!