Найти тему

Про китайские пенсии и прочую социалку.

Китайские сказки.

В последнее время, наряду с мечтателями о «светлом Западе», появились их «коллеги» по мечтам о Китае.

Урумчи - мелкий городишко (по китайским меркам - всего два миллиона) в самой глухой китайской провинции Синь-Цзян.
Урумчи - мелкий городишко (по китайским меркам - всего два миллиона) в самой глухой китайской провинции Синь-Цзян.

Уже несколько раз по одному из мессенджеров мне присылали подборку на данную тему. И оплату услуг ЖКХ там  отменили, и министр этого самого ЖКХ покаялся на коленях перед народом, и квартиры раздают бесплатно – ет сетера (простите за мою корявую латынь).  Логика верующих в это проста: Китай коммунистический, под либеральный (читай, западный) натиск на площади Тяньаньмынь  он не прогнулся, а значит у них там все, как в позднем СССР. Насколько все это соответствует действительности? На районном уровне я, с некоторыми оговорками, могу выступать в качестве эксперта по Китаю, потому что там живет семья моей старшей дочери. Пришлось перекинуть им эти благостные ролики с просьбой разъяснить, где правда, а где нет.

Правда, как и всегда, посередине. Начнём с того, что Китай – не социально ориентированная страна. Чистого социализма (пособий и разных социальных льгот) там гораздо меньше, чем у нас, и даже  в странах условного «запада», издавна называемых нами капиталистическими. «Жёлтый дракон» (так иногда называют эту великую азиатскую страну) исповедует скорее государственный капитализм. Весь уклад жизни сугубо капиталистический, даже свои олигархи есть, но процесс управляется коммунистами. Соответственно, и распределение прибыли. Что это даёт? Доходы направляются по максимуму на улучшение инфраструктуры внутри страны, и на осуществление государственной стратегии по развитию влияния в мире. Это так называемый «Жемчужный пояс» из военных баз в Евразии и Африке, а также другие внешнеполитические проекты, включая раздачу кредитов разным бедным, но находящимся в зоне интересов, странам. Причем кредиты дают с обязательным условием, что если на территории страны будет работать некий китайский проект, то весь персонал набирается  исключительно из китай цев . Таким образом, частично решается и вопрос безработицы. А она в Китае есть (вот вам и первое отличие от СССР).

Работаем, работаем, не сачкуем.

-2

Например, в законодательстве Китая нет никаких льгот для пенсионеров, включая путевки, бесплатный проезд в транспорте, бесплатную медицину и лекарства. Забегая вперёд, скажу – среднему россиянину вряд ли понравилось жить там.  Да, Китай одна из самых мощнейших экономик мира, буквально наступающая на пятки лидеру мировой экономики  - США. Но достигается это за счёт невероятной работоспособности китайцев. Мы так интенсивно работать если  и можем , то  вряд ли захотим. Абсолютно типичная картина  - это шестидневная рабочая неделя с захватом и утра воскресенья. Ну, утро воскресенья считать не будем – как правило, это пара часов для подготовки работы на понедельник. Чтобы с утра вышел – и сразу пахать. В государственных учреждениях суббота и воскресенье – выходные дни, но неофициально и там поощряется работа в выходные. А поскольку конкуренция на рынке труда неимоверная, китайцы стараются не давать ни малейшего повода для увольнения. «Ну надо так надо!», как говорилось в одной старой шуточной рекламе.

Вы до скольки работаете? До 55-ти. Я буду ждать вас в 56.

На пенсию выходят мужчины в 60 лет, а женщины в 55. Но это не забота о здоровье нации, а скрытая борьба с безработицей. Дослужился до пенсии – освободи дефицитное рабочее место молодым кадрам. Единого пенсионного фонда, как в РФ нет. В каждой провинции он свой. Соответственно, размеры пенсий могут сильно отличаться от региона к региону. В бедных провинциях вроде Синь-Цзяна пенсия меньше, а в богатых южных типа провинции Гуандун со столицей в Гуанчжоу – значительно больше. К слову, самая большая  - в приграничной с Россией провинции Хэйлунцзян. Один из её городов  - Хэйхэ  - расположен через Амур от нашего Благовещенска, и буквально вырос в степи на торговле с Россией. Многие российские пенсионеры из Благовещенска продают свои квартиры, и покупают жилье в Хэйхэ.  Сменить старую хрущовку на жилье в новом кондоминимуме – выгода очевидна. А для жителей города на Амуре въезд в Китай на три месяца безвизовый. Захочется родных повидать  или безвиз продлить  – километр пути и ты снова дома.

Ну и дальше, о пенсиях. Минимальная, которую получают, в основном, жители сельских районов – 5-6 тысяч на наши деньги. Средняя – около 23 тысяч. Но! Государственная пенсия положена исключительно госслужащим и работникам госпредприятий. Не входящее в эту категорию большинство вынуждено копить на пенсию самостоятельно! Не будешь с молодости откладывать от 15 до 25 процентов заработка в пенсионный фонд – останешься к старости без пенсии. Ну, или получишь социальную минималку в 500 юаней (юань к рублю примерно один к десяти). К вышеуказанным процентам, 20 процентов должен платить за работника в Пенсионный фонд и работодатель. Крестьянам на селе даже минимальную пенсию стали выдавать относительно недавно. Еще четверть века назад  они не получали вообще ничего и старики жили за счёт помощи детей. На эту китайскую традицию – почти благоговейное уважение к старшим – долгое время и был расчет государства. Мол, не надо никаких пенсий, дети должны содержать пожилых родителей.

Платишь - едешь.

Социальные  программы, вроде отпуска по материнству или пособию инвалидам тоже не бесплатны и формируются из ежемесячных взносов работника и работодателя. Не платил взносов - никакого пособия по инвалидности не получишь. Пособие  выплачивается недолго, пока человека не переучат для работы в специально созданных условиях. Государство обязует работодателей создавать условия для работы инвалидов. В этом его основная помощь. То же и пособие по безработице. Пока работаешь - платишь один процент от зарплаты, плюс ещё два доплачивает работодатель. Потерял работу - имеешь право на пособие по безработице в пределах выплаченной ранее суммы. Если делал это в течение десяти лет - имеешь право на пособие в течение двух лет. В общем, все социальные программы сделаны по принципу «накопил - получил». По сути - обычная страховка, никакой раздачи государственных денег нуждающимся. Правда, часть страховок, например, по родам формируются без участия работника, только за счёт взносов работодателя. Но если  нет работы (а значит и взносов работодателя), соответственно и эта тема для женщины закрыта.

Еще одна деталь обратной стороны китайского экономического рывка – игнорирование вреда производства для экологии. Всякие очистные сооружения отнимают и время, и деньги, так необходимые для движения экономического локомотива.Так, может, ну их, эти экологические мероприятия? На промышленных окраинах китайских городов воздух буквально скрипит на зубах. Я это ощутил в  столице провинции Синь-Цзян городе Урумчи. Лепешки и ананасы, купленные на улице Шуэй ни чхан (Известковый завод), имели привкус того самого продукта, который и дал название улице. Воздух, естественно, эти выбросы с завода «тоже не озонировали».

О квартирах.

Из плюсов. Китай вкладывает очень много денег в развитие внутренней инфраструктуры. Здесь  и  строительство нового жилья, и скоростных железных дорог, и новых автотрасс. Это стратегия на долгие годы, если не десятилетия. Развивая свою территорию, ты не получаешь сиюмитной выгоды, но вкладываешься в будущее страны. Вообще китайцы привыкли мыслить категориями десятилетий, если не веков. «Вот уже двадцать лет прошло, а мало что поменялось.» - это не про них. Они понимают, что двадцать-тридцать лет  - ничтожный временной интервал в масштабах истории. Они привыкли играть в долгую, и не требуют «всеобщего китайского благоденствия» прямо здесь и сейчас.  Все, как в том анекдоте: «Мы медленно, медленно спустимся с горы…» Жилья строят настолько много, что в некоторых регионах, например, Внутренней Монголии есть целые города-миллионники, заполненные лишь на четверть. Фактически – город-призрак, но не старый, а новый. Все работает – ЖКХ, уличное освещение, администрация, но кварталы домов пустуют. Потому, что жильё в Китае бесплатно не раздают, как пишут в духоподъёмных роликах для российского обывателя. Квартиры стоят недёшево. Их продают населению в ипотеку. Зато ипотечный процент очень мал – от 2.9 до 3.3 процента. Обычно срок ипотеки – 10 лет. Интересно, что сумма ипотеки зависит от социального рейтинга гражданина.  Люди, работающие в частном секторе в этом смысле находятся у нижней отметки. Далее – госслужащие и госчиновники. А вот высший рейтинг у учителей и врачей. Они могут претендовать на самую высокую сумму в 720 тысяч юаней.

Свежеотстроенный район в Урумчи. Все квартиры сразу были раскуплены.
Свежеотстроенный район в Урумчи. Все квартиры сразу были раскуплены.

На линии контроль.

-4

Еще одна «побочка» экономического рывка – тотальный контроль информационного поля на своей территории. Свой внутрикитайский интернет, свой месседжер типа « ватсапа» - « ви чат». С оппозицией разбираются жёстко. Как именно – мне удалось краем захватить одну историю, слегка приоткрывающую завесу над работой спецслужб. У моего зятя в Урумчи был поставщик-уйгур, который привозил товар для его небольшого магазина. Уйгур был не то, чтобы активный оппозиционер, но постоянно «бухтел» на тему «власть плохая». Однажды товар вовремя не поступил. Накануне к поставщику пришли люди в штатском – и он исчез. Совсем. Жив, мёртв – не известно, где кричать на тему «кровавой гебни» - не ясно. Нет человека, нет проблемы. Никаких тебе правозащитников, толпящихся у зала суда.  Годится ли нам этот способ для решения внутриполитических проблем – пусть очарованные китайским экономическим чудом решат сами. Но подобные факты  - неизменные спутники консолидации общества для быстрого рывка в экономике. Иначе ничего не выйдет – вспомните хоть период нашей истории начала и середины прошлого века. У китайцев внутри страны очень высокий уровень дисциплины в смысле выполнения предписаний властей. Этим они тоже отличаются от россиян. Но без описанных выше условий экономическое чудо вряд ли возможно. Это – объективная реальность. Работать «тик-токером»  с двумя отпусками в год, безусловно, веселее, но материальная часть благосостояния страны от этого не улучшится. «Тик-ток» кстати, тоже китайский продукт.

Чем китайцы отличаются от нас? Несмотря на китайские философские притчи, они, в основной массе, жуткие  материалисты. Все виды бытовых разговоров крутятся вокруг денег, способов и мест, где эти деньги можно заработать, семьи и еды. За этот круг беседа практически не выплёскивается. Много пьют и курят. Это и понятно – работая шесть дней в неделю расслабляться особо некогда. А самый быстрый способ расслабиться… Ну, вы поняли.