Найти тему
Просто о Харде

AMD CrossFireX и Nvidia SLI. Много GPU а толку

Оглавление

Приветствую читатели моего блога.

На моём канале мы уже обсуждали, как правильно выбирать видеокарту, перспективные технологии улучшения производительности в играх. Настал черед монструозных технологий, которые не прошли проверку временем и на текущий момент если и используются, то в узкоспециализированных решениях для профессионалов. Дело пойдёт о технологиях совместной работы нескольких видеокарт в одной связке - AMD CrossFireX и Nvidia SLI.

История

Nvidia

В 1998 году ещё живая компания 3dfx представила графический процессор Voodoo2. Интересная на то время новинка предлагала много новых технологий(например на одной плате было сразу три видеочипа), однако нас интересует технология, которая была представлена вместе с ней SLI ( англ. Scan Line Interleave  — чередование строчек). SLI предлагала совместную работу нескольких плат над одним изображением. На тот момент работа технологии была довольно демократичной по отношению к пользователю - коллективно могли работать видеокарты от разных производителей с разным объемом памяти.

Внешний вид Voodoo2 в SLI
Внешний вид Voodoo2 в SLI

3dfx в течении последующих лет выпустила еще несколько чипов, однако они не снискали какого-либо коммерческого успеха(Voodoo5 6000 было продано около 200 штук). В 2001 году компанию поглотила Nvidia со всеми имеющимися патентами, и с того момента технология именовалась NVIDIA SLI(англ. Scalable Link Interface - масштабируемый интерфейс). В 2004 вместе с выходом первых решений на базе шины PCI-E. Видеокарты соединялись посредством специального переходника-мостика.

В 2006 году Nvidia продолжила развитие в этом направлении представив Quad SLI, позволяющей работать в паре двухчиповым видеокартам (например GeForce 7900GX2). В конце 2007 года представила 3-Way SLI, позволяющая объединять в трио видеоадаптеры Nvidia .

Внешний вид видеокарт nvidia в SLI  с мостиком.
Внешний вид видеокарт nvidia в SLI с мостиком.

С 2018 года на смену SLI пришла технология NVLink Bridge на базе NVLink и позволяет объединять только 2 карты Nvidia. Применяется начиная с серии GeForce 20xx RTX.

Что там у AMD?

AMD представила аналогичную технологию в 2005 году с названием AMD CrossFire (с англ.  —  «перекрёстный огонь»). В первом поколении технология работала исключительно на материнских платах с поддержкой CrossFire. Так же одна из видеокарт должна была получить сертификат CrossFire Ready. Так же требовался специальный переходник-мостик, объединяющий две видеокарты. Во втором поколении это ограничение убрали, однако соответствующая материнская плата всё равно была обязательным атрибутом сборки.

Внешний вид видеокарт Radeon с мостиком CrossFire.
Внешний вид видеокарт Radeon с мостиком CrossFire.

В 2007 году дебютировало третье поколение с приставкой CrossFireX. Технология избавилась от недостатков предыдущих поколений и даже позволяла объединять сборки из gpu от разных производителей и с разной частотой чипа.

Последнее четвертое поколение вышло в 2013 году и предлагала соединение уже по шине PCI-E.

Не снискав большой славы бренд CrossFire был отозван компанией AMD в 2017 году.

Принципы работы

В сумме можно перечислить 4 основных режимов работы технологий SLI и CrossFire:

1.SuperTiling(Только у AMD)

Картинка делится на квадраты 32x32 пикселя и принимает вид шахматной доски. Каждый квадрат обрабатывается одной видеокартой в шахматном порядке. Затем из всех квадратов изображение соединяется в одно.

Принцип работы SuperTiling
Принцип работы SuperTiling

2.Scissor(Split Frame Rendering у nvidia)

Изображение разделяется на несколько частей, количество которых соответствует количеству видеокарт в связке SLI или CrossFire. Каждая часть изображения обрабатывается отдельным GPU.

Принцип работы Scissor(Split Frame Rendering у nvidia)
Принцип работы Scissor(Split Frame Rendering у nvidia)

3.Alternate Frame Rendering

Обработка кадров происходит поочередно: первый GPU обрабатывает только чётные кадры, второй GPU — только нечётные . Однако, у этого алгоритма есть недостаток - первый кадр может быть простым, а следующий сложным для обработки.

Этот алгоритм, запатентованный ATI(до поглощения AMD) используется также в nvidia SLI.

Принцип работы Alternate Frame Rendering
Принцип работы Alternate Frame Rendering

4.SuperAA(SLI AA у nvidia)

Алгоритм, нацеленный на создание одной и той же картинки с разными эффектами сглаживания что в сумме повышало качество итогового изображения.

Почему не взлетело?

Несмотря на кажущуюся эффективность в первую очередь технологии, презентованные как средство ультимативной производительности на деле давало не такую уж и большую прибавку к этой самой производительности. Две видеокарты никогда не давала эффект X2 FPS. Быстрое развитие рынка GPU, когда каждый год выходили значительно более мощные решения по отношению к предыдущему поколению делало покупку двух видеокарт не очень рентабельным занятием.

Ко всему можно было добавить ужасную оптимизацию как со стороны производителей видеокарты, так и со стороны разработчиков ПО. Очень часто такие сборки вообще отказывались работать.

А если все вас устраивает - вам понадобиться мощный блок питания, способный дать достаточно напряжения сразу двум чипам.

По итогу сейчас решения используются исключительно в майнинг-фермах или суперкомпьютерах по сути полностью обходя стороной рынок настольных видеокарт для геймеров.

-8

Спасибо за прочтение.