К концу 50х Эндфилд, перебравшись в Англию, стал заметно отходить от своей традиционной направленности на социальные проблемы общества наживы и капитала, возможно решающую роль здесь сыграл собственно кризис возраста Сая, а может и дружба со Стенли Бейкером. Стенли Бейкер стал не только открытием Эндфилда как актер, но и серьезным партнером в бизнесе, вместе друзья открыли продюсерскую фирму и сделали довольно успешный проект «Зулу» в 1964 году. После этого, нарочито прославляющего британский империализм фильма, а так же довольно успешного экзотического «Таинственного острова», Эндфилд окончательно съехал с реализма в фантасмагорию.
Еще в 1964 году Сай поставил настоящий шпионский боевик «Игра в прятки» «Hide and Seek», который конечно далеко не дотянул до бондианы, но вот «Пески Калахари» получился реально интересным. На постановке картины в африканском антураже настоял сопродюсер Джозеф Э. Левин, помня успех «Зулу». Основой послужил роман William Mulvihill «The Sands of Kalahari».
Сюжет строится вокруг группы людей потерпевших авиакатастрофу в африканской пустыне. Стюарт Уитмен, Стэнли Бейкер и еще трое мужчин и одна женщина Сюзанна Йорк, попытаются выжить в крайне неблагоприятной обстановке, причем главная проблема будет не в отсутствии провианта и воды, и даже не в присутствии стаи диких обезьян, а в темной стороне человеческой натуры, склонной к насилию и подчинению себе подобных.
Сии первобытные позывы охватят «дружный» коллектив практически сразу после удовлетворения главных потребностей в еде и питье. Следующим логичным побуждением, как водится, станет инстинкт размножения, к чему самцов, естественным образом провоцировала Сюзанна.
Фильм с довольно продолжительным хронометражем смотрится предельно легко, благодаря насыщенному действию и неплохой игре. Кроме того, естественные африканские декорации, весьма способствуют правдоподобию происходящего, хотя картина конечно же абсолютная притча.
Некоторые вопросы вызывают эпизоды убийства живности, снятые довольно топорно, тут уж конечно или отпустили бы бабуинов, или прибили бы к чертям и попали под огонь английского гринписа. Фильм все равно не окупился и Эндфилд приступил к следующему только через четыре года. А еще через три он снял свой последний фильм «Universal Soldier» «Универсальный солдат».
На примере этого фильма можно разбирать влияние общественного сознания на творчество, не особенно стойких художников. «Универсальный солдат» Эндфилда – типичное произведение в хиппи-стилистике, в ее чисто европейском виде, при том что сам режиссер никогда в сем направлении замечен не был и ни по возрасту, ни по характеру, совсем для такого виража не подходил. Однако желание поставить супер актуальный и этапный для себя фильм было слишком сильно.
Сюжет картины прост как трешка, и в то же время постоянно стремится к какой то запредельной глубине, не выплывает и тонет за недостатком внятного сценария и достаточно хорошего актерского состава.
Рассказывает фильм о некоем брутальном наемнике в исполнении Джорджа Лезенби, известного по роли Бонда в известной франшизе, у наемника крутое имя Райкер, кстати второе имя самого Эндфилда.
Первая часть фильма имеет форму некоего боевика, с участием оружейных дельцов, солдат удачи и африканских мятежников, готовящих переворот в одной из стран Африки. Картина поставлена в декорациях городка Лондон, его не особенно престижных районах, без пафоса, как простая документалка. Лезенби очень серьезно отнесся к проекту, ради него он отказался от участия все в той же «бондиане», он как мог, сам участвовал в постановке, очень старался и по ходу пьесы, даже подкинул своих кровных.
Между тем сам Эндфилд как то не особенно заморачивался такими, казалось бы, привычными для него вещами как съемочный процесс, драматургия, сценарий и т.д. Курс был взят на самую безбашенную импровизацию, причем импровизировать там пытались все подряд, особенно после двух-трех косячков.
Таким образом, где-то к середине фильма сюжет съехал в полнейшее безобразие, вояка Райкер плюнул на всякие перевороты и торговлю оружием, подцепил какую-то чувиху, и стал в прострации таскаться по всяким тусовкам или просто по улицам, все это долго и под бесконечный поп-психодел.
Сай Эндфилд бросил кино к чертям собачьим и занялся любимым делом – фокусами и изобретениями в области электроники, мне кажется дядька не особо жалел, в своем последнем фильме он провел достаточно ясную параллель, между наемником впавшим в пацифизм и режиссером всю свою карьеру пытавшимся (с переменным успехом) балансировать на грани коммерческого и остросоциального авторского кино.
В качестве бонуса фильм 1961 года " Остров приключений" с улетными спецэфектами и Джоан Гринвуд в мини, а может и не Гринвуд, но кто-то в мини точно есть.