Что осталось в современных постановках от духа комедий Аристофана и можно ли понять, что представляет из себя этот дух?
Помимо банальных причин типа «мы не жили в древней Греции» или «театр уже не тот» и т.д. Есть действительно серьезные проблемы, из-за которых возникает сложность в передачи духа комедий Аристофана. Во-первых, на данный момент практически невозможно передать то, как «звучал» древнегреческий театр. Музыку и язык, которые имели ключевое значение, воспроизвести близко к оригиналу не получается, потому что оригинал звучания неизвестен. Во-вторых, вряд ли мы сможем себе представить, что современный театр может стать одним из ключевых событий государственной жизни, а политики и чиновники соперничают друг с другом за возможность оплатить его расходы. Скорее всего, эти очень важные элементы древнегреческого театра для нас утрачены, по крайней мере, на данный момент. Но, безусловно, это не все, что мог дать театр древнему греку. Как мне кажется, есть и те аспекты, которые возможно показать современному зрителю и постараться окунуть его в общество времен Аристофана. Во-первых, нет никаких проблем передать сюжет, который был воплощением идей и чувств греческого комедиографа. Не все до нас дошло, но мы можем наблюдать пьесы, которые были отмечены как лучшими, так и провальными, тем самым сопоставить со вкусами зрителя и нарисовать картинку того, как мысли Аристофана вписывались в контекст своего времени. Во-вторых, темы, которые затрагивал Аристофан, я думаю, можно назвать вечными проблемами и они будут актуальны и посей день. В-третьих, юмор в комедиях не является чем-то непонятным для современного зрителя. Возможно, только форма, в которой находится шутка, может не восприниматься, но сама суть как, например, шутки ниже пояса, высмеивание пороков общества, сатира над политиками и т.д. выглядит чем-то абсолютно естественным для нашего времени.
Аристофан заставлял смеяться своих зрителей и почему не может заставить смеяться и сейчас? Тут и встает вопрос, а насколько современные постановки комедий Аристофана являются комедиями именно Аристофана, а не того, кто решил их ставить? Не думаю, что удастся ответить на этот вопрос, но имеет все же смысл порассуждать, на основе вышеперечисленных элементов комедий Аристофана, что же осталось от него в современных постановках.
- https://www.youtube.com/watch?v=-wT_fIMBtG4
Эта постановка пытается нам объяснить, как выглядел театра раньше. Можем представить, как раньше играл актер, потому что максимально соблюдаются эти правила, персонажей играют только мужчины, а одеты именно так, как, возможно, их одевал Аристофан (за исключением масок, хотя и их иногда можно увидеть). Мы понимаем практически всё, начиная от забавного и пухлого Геракла и до серьёзных (в рамках комедии) и авторитетных трагиков. Понятен и язык, который вместе с музыкой (в смысле, что они современные) передает эмоции всей пьесы. Мы пытаемся ее понять, но вряд ли испытываем тоже самое, что и древний грек.
- https://www.youtube.com/watch?v=yYYQIn_sC-4&feature=youtu.be
В ней мы не поймем, как она выглядела у Аристофана, но образы становятся нам очень знакомы и вызывают те же эмоции, которые, возможно, испытывал зритель древнегреческого театра. Мы можем не понять почему толстый Геракл с неуклюжей дубиной должен вызывать смех, ведь это все корениться в древнегреческой культуре. Но образ афроамериканца с вёдром крылышек из « KFC » является продуктом современной культуры. Как и образ Еврипида, который одет как современный подросток, что отсылает нас к взгляду Аристофана на Еврипида. Эта пьеса на древнегреческом языке, хоть и присутствуют титры, но все же, эмоции актеров фильтруются через язык, который и служил главным инструментом для древних драматургов.
Я не вижу каких-то неудач или проблем в постановках Аристофана. Задумываясь над тем, что может не понравится, приходится рисовать образ того, что может понравится т.е. идеальную постановку. Как мне кажется, ее не может быть, поэтому каждая попытка осмыслить что-то у Аристофана имеет место быть, как и попытка без какого-либо осмысления просто передать «реальность» времен Аристофана.
Исходя из этого можно сделать следующие выводы. Дух Аристофана не будет полностью ощущаться нами, поэтому каждый сам отвечает на вопрос: могут ли некоторые элементы, которые возможно передать, считаться духом комедий Аристофана? Если он отвечает на этот вопрос положительно - перед ним появляется еще одна развилка. Понимать, что происходило в комедиях Аристофана или погружаться в них эмоционально.