Найти тему

Миф: Гитлер потерпел поражение не от советской армии, а от грязи и морозов

Миф о том, что Советский Союз выиграл войну исключительно с помощью сильных морозов, селей и метелей, является ведущим в списке мифов о войне. Европейцы любят рассказывать тот же миф о русском генерале Морозе во время вторжения в Россию в 1812 году, которое привело к краху Великой наполеоновской армии.

Во-первых, следует уточнить, что в 1941 году в конце октября начались морозы, которые позволили немецким танкам свободно передвигаться вне дорог.

Если обратиться к планам немецкого командования по наступлению на СССР, становится ясно, что победа над основными силами Советской Армии, включая взятие Москвы, должна была произойти летом или, в качестве последней курорт, летне-осенний поход. Гитлер изначально не планировал вести активные боевые действия во время холода. Победа над Францией за 44 дня вселила в него уверенность в предстоящей войне на Востоке. Но в результате мощнейших ударов и захвата ключевых городов СССР оборона Красной Армии не рухнула, и части вермахта понесли потери, которых они еще не понесли.

Кроме того, несмотря на сокрушительное поражение в начале войны, советские командиры во главе с генералом Жуковым сумели под Ельней перейти в настоящее контрнаступление, в ходе которого немецкая армия впервые во Второй мировой войне отступила и занялась обороной. Было разгромлено до пяти дивизий, и продвижение к Москве надолго приостановилось.

Стоит отметить, что эти события произошли летом и в начале осени. Известно, что погодные условия лета 1941 г. оказались идеальными для наступления немцев: сухая безоблачная погода не только позволила немецкой армии полностью реализовать свое преимущество в воздухе, но и осушила часть белорусских болот и проселочных дорог. , что облегчило Вермахту возможность проведения блицкрига. Значительная часть советских довоенных оборонительных планов, рассчитанных на наличие непроходимых болот, оказалась бесполезной.

Известно, что немецкое командование в своих планах завершить войну до зимы не озаботилось своевременной закупкой зимней одежды и снаряжения, что, соответственно, стало еще одной причиной, заставившей советские власти не поверить в наступление немцев в конце войны. Июнь, как подсчитал Советский Генштаб, время для летней кампании уже упущено. Практика показала, что правы оказались советские штабные офицеры, а проблемы немецких войск, оказавшихся на поле боя без необходимой техники, были вызваны не «русской зимой», а либо ужасными ошибками в планы немецкого командования или высшие боевые качества, проявленные Красной Армией.

Судя по вышесказанному, похоже, что погода была более благоприятной для немецкого наступления, которое, если бы лето было более дождливым, могло бы легко остаться без поддержки с воздуха и застрять в недоступной грязи Западной Беларуси.

Кроме того, не забывайте, что селевой поток, тормозивший наступление немцев под Москвой, произошел с обеих сторон. его влияние на отступающую Красную Армию было в некоторых случаях даже более негативным, чем на Вермахте: для наступающей стороны застрявший в грязи танк - это просто возня инженерных частей, чтобы вытащить его, а для отступающей стороны - танк. Застрявший в грязи - это танк, потерянный в бою.

Поклонники этого мифа распространяют его строго на 1941-1942 годы, но не говорят о последующих годах. Например, замалчиваются грандиозная битва на Курской дуге или операция «Багратион». Эти бои происходили исключительно летом, и обе стороны готовились к действиям противника, в отличие от 1941 года, когда Германия напала на СССР без объявления войны и в нарушение пакта о ненападении