Найти тему
Daria_Sound

Развеиваю миф о том, что ребёнку нужны только игрушки, соответствующие его полу.

Почти всем нам в детстве в голову вбивался стереотип о том, что мальчики играют только с машинками, а девочки с куклами. В этой статье я постараюсь опровергнуть этот миф, и доказать вам, что не всё так однозначно, как кажется на первый взгляд.

1) Начну, пожалуй, с самого спорного – пупсы. Обычно их покупают девочкам: в подарок на различные праздники, да и просто так, «чтоб было». Абсолютное большинство людей считают пупсиков чисто девчачьей игрушкой, ведь, не гоже мальчикам с куклами то играть! Но при этом далеко не все задумываются о том, что обыкновенный пупс – хорошая и полезная игрушка для любого ребёнка. Это даже не кукла Барби (хотя и про Барби мы поговорим позже), по своей сути это просто маленький ребёнок, младенец. Любому человеку, вне зависимости от его пола, не лишним будет иметь хотя бы самые базовые навыки обращения с детьми. Как правильно держать, как пеленать, кормить, менять подгузник – все эти знания это понадобятся любому человеку, который в будущем захочет иметь детей, или не по своей доброй воле станет человеком, принимающим участие в воспитании и уходе за маленьким ребёнком - например, если у мальчика появится маленький братик или сестра. Ведь обычно в воспитании ребёнка так или иначе приходится принимать участие не только матери, но и отцу, бабушкам, дедушкам, братьям и сёстрам – всем, кто проживает вместе с молодыми родителями или где-нибудь неподалёку. К тому же бывают не очень приятные жизненные ситуации, когда, например, мужчина внезапно становится отцом-одиночкой (настраиваться на это не нужно, но и совсем исключать этот вариант развития событий – тоже неправильно). Даже если человек уже будучи взрослым терпеть не может детей и всеми возможными способами избегает участи стать мамкой, папкой или нянькой, не нужно забывать о том, что жизнь очень непредсказуема, и столкновение с детьми, пускай даже на короткое время, невозможно полностью исключить на любом этапе взросления и жизни человека. Особенно если он живёт в большом городе.

Если мальчик попросит купить ему пупса, или захочет поиграть с пупсом своей сестры – не стоит ему в этом отказывать! Это абсолютно естественное желание маленького человека, который познаёт окружающий мир, и хочет узнать о нём как можно больше. Сейчас некоторые компании даже выпускают кукол, которые могут обращаться к ребёнку как «мама», так и «папа» в зависимости от положения переключателя. Нужно наоборот, поощрять инициативу ребёнка, рассказать ему как правильно обращаться с куколкой: как её правильно кормить, купать, одевать, как успокаивать если она заплачет и пр. Вполне возможно, что из такого мальчика вырастет очень хороший отец, акушер или же детский врач.

На ранних этапах взросления ребёнка, в возрасте от года до 4х лет ему стоит давать играть с различными повседневными предметами, которые он захочет рассмотреть получше или пощупать (естественно, под присмотром взрослого, и, если они для него безопасны, не нанесут вреда его психическому и физическому здоровью). При этом совсем не обязательно это должны быть игрушки. Вы можете использовать безопасные предметы из вашего повседневного быта: покажите ребёнку большие мамины сапоги, папины очки, сумку, расчёску, щётку. Объясните, зачем эти предметы нужны и как ими пользоваться, а потом предложите ребёнку взаимодействовать с ними (примерить, пощупать, взять в руки). Самое главное следить, чтобы ребёнок ничего не брал в рот, и не испортил предмет, если он для вас важен. Это будет способствовать его быстрому развитию, ребёнок получит необходимый опыт, навыки и знания.

2) Машинки, паровозы, поезда и другие транспортные средства. Я абсолютно уверена, что это очень полезные и интересные игрушки для абсолютно любого ребёнка в любом возрасте. Не только мальчикам для игры могут понадобиться машинки и самолёты. Если девочка захочет представить, что её игровая комната – это огромный город для кукол, то без игрушечного транспорта здесь не обойтись. Иначе как куклы будут по нему передвигаться, ходить в гости к своим подружкам? Неужели только пешком? Чтобы игра ребёнка была как можно более развивающей, в ней должны присутствовать самые различные элементы из нашей с вами повседневной жизни – в том числе и различные машины. Грузовики, легковушки, служебный транспорт, такси, джипы, автобусы – со всем этим любой взрослый человек рано или поздно сталкивается, хотя бы, когда утром отправляется на работу, или даже сам ребёнок банально добирается до собственной школы. Ну а если кукла улетает в путешествие в дальнюю страну? А вдруг Кену придётся отлучиться в командировку в Испанию? Тут точно не обойтись без пассажирского лайнера! Иначе как кукла доберётся до места назначения – неужели по воздуху, или на ковре-самолёте? Здесь ситуация точно такая же, что и с пупсами – игрушки универсальны для всех. Транспорт – неотъемлемая часть жизни человека, будь то такси, лимузин, трамвай или велосипед. Ребёнок должен с ранних лет знать основные виды транспортных средств, их внешний вид и строение. Так он не будет пугаться огромных движущихся объектов на улице – ведь ребёнку понятно, для чего они нужны и как тут всё устроено: грузовики перевозят товары, в легковых автомобилях обычные люди едут на свою работу, бетономешалка доставляет бетон, и всю дорогу крутит его, чтобы он не застыл. Скорая помощь едет к больному человеку, полиция едет чтобы задержать преступника, на поездах люди добираются до другого города. К тому же не стоит исключать сценарий, что ребёнок втянется в мир транспорта, и захочет стать, например, машинистом трамвая. В таком случае, игрушки в виде транспортных средств помогут ребёнку узнать больше о будущей профессии. И ничего страшного в этом нет – ребёнок просто ищет себя, пробует новое, познаёт окружающую среду. Все мы знаем, что с возрастом интересы детей могут неоднократно меняться.

3)Военная техника, оружие и амуниция. Это тот вид игрушек, который на мой взгляд ни в коем случае не должен доминировать у ребёнка в детской, даже если это мальчик. Особенно, если ребёнок ещё очень маленький (возраст до 7 лет) и мало знает об окружающем мире. При этом я говорю только об оружии и технике, которые имитируют настоящие объекты из жизни. Если же это чисто «игровое», фантастическое оружие для детей, не из реальности (например, бластеры), то это уже отдельная тема, требующая более глубокого разбора. Романтизация, культивация войны, оружия недопустима, а если мы говорим о детях – особенно. Ребёнку, особенно если вы воспитываете мальчика, нужно ещё в раннем возрасте чётко объяснить, что война, в её глобальном понимании – это очень плохо. И пол ребёнка абсолютно не важен, это касается любого живого человека, находящегося на земле. Что нужно всеми возможными способами сохранять в нашем и без того хрупком мире гармонию и порядок. Вы можете привести в пример опыт и рассказы ваших прабабушек и прадедушек, которые сами прошли через войну, и знают, что это совсем не весело и не здорово. Если у вас в семье или среди ближайших родственников есть ветеран ВОВ – обязательно дайте ребенку возможность поговорить с ним, чтобы конструктивно, осторожно обсудить тему войны. Пусть ветеран будет с ребёнком максимально искренним и честным, расскажет ему о своих эмоциях и чувствах. Ребёнок любого пола и возраста должен чётко усвоить одну простую мысль – от войны не выигрывает никто. Обе воюющие между собой стороны всегда в той или иной степени страдают, несут материальные убытки и даже человеческие жертвы. У людей ломаются судьбы, они теряют близких. Боль, кровь, оторванные гранатами части тела и человеческие страдания – уж точно не те вещи, которые должны вызывать у ребёнка восторг или интерес, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок рос гармоничной и уравновешенной личностью, был способен сопереживать людям и делать этот мир лучше. Так что, если вы видите, что ваш ребёнок добрый, что он не интересуется войнушками и военной техникой – лучше и вовсе убрать из его комнаты любые военные атрибуты, особенно игрушки в виде оружия и танков. А вот солдатиков, пожалуй, можно оставить. Можно использовать их в игре как защитников, героев, которые всегда придут на помощь если случится беда. Главное не допускать такого сценария, что солдатики внезапно начали строить баррикады и избивать друг друга! Это будет уже нехорошо. Помните - если ребёнок на постоянной основе играет в войну, имитирует сражения и перестрелки, восторгается человеческим страданиям или жестокости – это повод незамедлительно обратиться к психологу!

4) Посуда, еда, сервизы и кухонные приборы. Данные игрушки так же, как и транспортные средства, должны присутствовать у любого ребёнка. Играть в «кухню» будет полезно не только одним лишь девочкам. Потребность добывать, готовить и употреблять пищу абсолютно естественна для любого человека. Познакомьте ребёнка с основными кухонными приборами, принадлежностями. Расскажите ему, как ими правильно пользоваться – что на стол нужно обязательно постелить скатерть или клеенку, что ронять посуду нельзя, иначе она может разбиться. Если случайно опрокинул тарелку или сковородку с едой – обязательно нужно убраться и вымыть полы. Не допускайте, чтобы мальчик питал надежду, что в будущем за него всё будет делать жена. Ребёнок должен вырасти и быть всегда готовым помочь своим близким по хозяйству в случае необходимости или даже вести своё собственное, если однажды ему придётся жить в одиночку. Так же и кухонная техника – микроволновка, плита, электрочайник, кофемолка, это вещи, которые окружают всех нас на протяжение жизни, мы сталкиваемся с ними каждый день, и убрать их из нашей жизни невозможно. К тому же посуду и кухонную технику мальчик может не только использовать для приготовления пищи в своей игре. Всё это можно покупать, продавать, «чинить», отдавать в сервис, перевозить, дарить или принимать в подарок. Почва для фантазии огромная! Дайте своему ребёнку познать в жизнь во всех её красках, и со всеми деталями.

5) Конструктор. Многие считают, что конструкторы гораздо полезнее для мальчиков или для детей, которые хотят связать свою жизнь со строительством/техникой. Но это абсолютно не так. Конструктор полезен и интересен практически для любого ребёнка, его пол, возраст и интересы не имеют принципиального значения. Конструктор развивает мелкую моторику, фантазию. К тому же, с помощью него ребёнок легко может создать свои собственные, уникальные игрушки, которые не продаются ни в одном магазине мира! Получается, что мы не только развиваем ребёнка, но и параллельно экономим деньги. Разве не здорово? Из конструктора легко получится королевский трон, собака, гоночная машина, дом, замок, секретная лаборатория. К тому же, с конструктором с удовольствием играют не только сами дети, но и взрослые люди.

6) Барби, Штеффи, Келли, Кен, и прочие куклы, имитирующие взрослых людей. Казалось бы, что здесь всё однозначно – обычные девчачьи куклы, не подходящие мальчикам. Но, и здесь есть свои нюансы. Дело в том, что подобные игрушки по сути имитируют взрослую жизнь, и готовит детей к ней. Поэтому, что мешает, например, брату побыть Кеном в игре своей сестры? Ведь это будет выглядеть намного интереснее, естественнее, и разнообразнее, чем если бы за мужскую фигуру играла та же самая девочка. Это подарит обоим детям отличный опыт взаимодействия и общения в роли «взрослых» людей, которые уже через несколько лет будут пытаться строить отношения со сверстниками и сверстницами. С помощью таких кукол дети смогут свободно фантазировать, играть взрослых людей без какого-либо вреда и ущерба для самих себя. При этом не забываем, что та же Барби в игре ребёнка может быть не только второй половинкой или «примером для подражания». Она может играть роль сестры, подруги, одноклассницы, коллеги, пациентки (если ребёнок захочет поиграть в доктора). Да и банально, в игре ребёнка Барби можно использовать в качестве совершенно второстепенного, но безусловно важного персонажа – кукла может стать одной из зрительниц в театре, покупательницей в магазине, клиенткой в сервисном центре, пассажиркой такси или вовсе случайной прохожей/массовкой где-нибудь на переполненной улице. Очень важно, чтобы ребёнок вносил в свою игру разнообразие и не стеснялся проявлять фантазию. Если мальчик хочет стать парикмахером, или ему просто интересно делать красивые причёски, расчёсывать волосы – густые и длинные волосы куколки Барби вам в помощь! Научите ребёнка делать косичку, колосок, накручивать бигуди, завязывать конский хвост, мыть волосы куколке шампунем. Выучите с ним названия причёсок, названия инструментов для их создания. К тому же, для таких целей иногда даже продаются специальные «кукольные головы» с густыми, пышными локонами, прямо как у настоящей девушки! - это безусловно подарит ребёнку особый опыт, прокачает его навыки взаимодействия с объектами и приблизит к исполнению его заветных желаний. Не стоит хвататься за сердце, если мальчик активно играет с куклами или часто использует их в сюжете. Запомните – не так важен пол вашего ребёнка, сколько тот опыт, эмоции, которые он получит от взаимодействия с конкретной игрушкой. Во главе угла должно стоять качество самой игры, заинтересованность ребёнка, а не соответствие игрушек его гендерной пренадлежности. И пожалуйста, не забывайте, сопровождать ребёнка в процессе игры – объяснять, подсказывать, рассказывать о своём опыте, конструктивно указывать на ошибки и помогать исправлять их.

Теперь можно подвести итоги. Как мы выяснили в данной статье, ребёнка нужно окружить самыми разнообразными игрушками, которые научат его правильным и полезным вещам, для того, чтобы он не боялся пробовать новое и вырос разносторонней, многогранной личностью. Чем разнообразнее будут игрушки детей - тем лучше для его же всестороннего развития. При чём совершенно не обязательно покупать очень много игрушек - но и мало их тоже не должно быть. Чтобы выявить оптимальное количество, понаблюдайте за тем, сколько игрушек ребёнок обычно использует в своей игре одновременно, и какие конкретно виды игрушек ему больше всего интересны. Всегда прислушивайтесь к желаниям ребёнка, прежде чем покупать что-либо, ведь с этой игрушкой играть не вам, а ему. Не обязательно, чтобы у девочки в игровом уголке стояли одни лишь куклы, а у мальчика – одни лишь машинки и роботы. Пожалуйста, выкиньте из своей головы этот нелепый стереотип. Это выглядит довольно глупо, ограничивает проявление фантазии у ребёнка, и ему быстро наскучит играть с одними и теми же предметами каждый день. Не нужно паниковать от того, что в комнате вашего сына оказался игрушечный фен его сестры. Если у ребёнка есть игрушка – он либо как-то приспособит её для своей игры (фантазия некоторых детей может не знать границ!), либо не будет играть с ней вовсе. В таком случае игрушку можно попросту убрать или отдать кому-то. Помните – наполнение детской вашего ребёнка должно завесить не от гендерных стереотипов, а от его интересов, стремлений и умения проявлять фантазию!

Спасибо за внимание!