Найти тему
Живу и путешествую в России

Анна Меркулова – руководитель главного инженерного центра России

Оглавление

В конце 2020 года министр транспорта Российской Федерации Виталий Геннадиевич Савельев вручил ведомственные и государственные награды специалистам транспортной отрасли. В числе награжденных – генеральный директор группы компаний «Моспроект-3» Анна Дмитриевна Меркулова. Талантливый инженер является автором более сотни сложных и уникальных проектов, а возглавляемый ею холдинг по праву считается ключевым в стране центром инженерных компетенций.

Награждение Анны Меркуловой медалью ордена «За заслуги перед Отечеством»
Награждение Анны Меркуловой медалью ордена «За заслуги перед Отечеством»

Потомственный инженер

Анна Меркулова родилась в 1982 году в семье инженеров. Профессию родителей Анна Дмитриевна продолжила, окончив с красным дипломом Московский государственный строительный университет. В 2004 году она начала карьеру в международном холдинге, специализирующемся на проектировании транспортных сооружений. В зоне ответственности перспективного инженера находилось отдельное направление по проектированию автомобильных трасс и развязок, в том числе на МКАД. За 8 лет она прошла стремительный путь от рядового сотрудника до вице-президента компании. В 2012 году столичные власти пригласили Анну Меркулову на должность генерального директора ГУП «Моспроект-3».

Генеральный директор «Моспроект-3» Анна Меркулова
Генеральный директор «Моспроект-3» Анна Меркулова

Вместе с городом

Назначение молодого менеджера в проектный институт было обусловлено стартом беспрецедентной программы градостроительного развития Москвы. В тот момент транспортная система столицы подошла к критической точке: высокая маятниковая миграция и дефицит улично-дорожной сети грозились обернуться коллапсом. Мэр Москвы Сергей Семенович Собянин кардинально пересмотрел градостроительную политику, в результате чего в столице появилась масштабная программа модернизации транспортной системы, которая охватила подземку, автомобильные магистрали, железную дороги и т.п. Обеспечить ее технологическими решениями должны были специалисты создаваемой группы компаний «Моспроект-3».

Многоуровневая Бусиновская развязка на МКАД
Многоуровневая Бусиновская развязка на МКАД

Группа компаний «Моспроект-3»

«Моспроект-3» сегодня – это группа компаний, входящая в периметр столичного Стройкомплекса и объединяющая старейшие проектные институты: «Моспроект-3», «Моспромпроект» и «Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии, экспериментального проектирования» (МНИИТЭП). Каждый из них существует более полусотни лет.

Одно из приоритетных направлений работ «Моспроекта-3» – проектирование объектов транспортной инфраструктуры Москвы: новых веток и станций метрополитена, МЦК, автодорожных магистралей и транспортных развязок. За последние годы специалистами ГК «Моспроект-3» запроектированы:

  • более 2 тыс. км автодорог, эстакад, мостов и тоннелей;
  • станции метро на Большой кольцевой, Сокольнической, Троицкой, Люблинско-Дмитровской и Замоскворецкой линиях;
  • транспортно-пересадочные узлы на базе новых станций метрополитена и МЦК, в том числе крупнейший хаб Европы – ТПУ «Рязанская»;
  • более 4 млн. кв. м жилых домов, школьных и медицинских учреждений;
  • и др.
Пример комплексного развития территории в районе Северный
Пример комплексного развития территории в районе Северный

Инжиниринговый комплекс

В середине 2010-х московские власти запустили процесс объединения столичных проектных ГУПов в крупные инженерные центры. Руководивший в те годы Стройкомплексом города Марат Шакирзянович Хуснуллин подчеркивал, что консолидация институтов в единый инжиниринговый комплекс необходима для повышения их конкурентоспособности и форсирования городских программ. Именно Хуснуллин – ныне вице-премьер России – в 2014 году назвал имя руководителя нового холдинга, которым стала Анна Меркулова. Специализации между проектными институтами условно распределись следующим образом:

  • «Моспроект-3» – транспортное строительство;
  • «Моспромпроект» – метрополитен;
  • «МНИИТЭП» – транспортно-пересадочные узлы.

Решение столичных властей оказалось оправданным. За прошедшие годы в Москве реализован целый перечень масштабных инфраструктурных проектов. Большой вклад в эту работу внесла команда ГК «Моспроект-3» под руководством Анны Меркуловой. Входящие в группу компаний предприятия стали прибыльными. А Москва с точки зрения транспортного сообщения превратилась в комфортный мегаполис.

Удвоение подземки

Пожалуй, самой амбициозной задачей, поставленной мэром перед Стройкомплексом города, стала ускоренная программа развития метрополитена. К 2011 году подземка Москвы насчитывала 182 станции, построенных с 1935 года. А за последующие неполные 10 лет открылось еще 145 (!) станций, из которых 56 на классическом метрополитене, еще 31 – на Московском центральном кольце и еще 58 – на Московских центральных диаметрах.

Непосредственно ГК «Моспроект-3» под руководством Анны Меркуловой запроектированы новые участки подземки на Сокольнической, Троицкой, Люблинско-Дмитровской ветках и других. Специалисты холдинга также участвуют в строительстве Большой кольцевой линии.

Строительство станции «Зюзино» Большой кольцевой линии метро
Строительство станции «Зюзино» Большой кольцевой линии метро

Проектировщикам группы компаний, которых справедливо считают инженерной элитой, зачастую приходится решать нетиповые задачи и предлагать технически сложные решения. Например, при строительстве станции и ТПУ «Нижегородская» использовался уникальный для Москвы метод top-down. В условиях плотной городской застройки наиболее оптимальным оказалось строить подземную часть «сверху вниз», а ТПУ возводить параллельно привычным способом. На строящейся Троицкой линии метро в районе станции «Улица Новаторов» (под улицей Академика Пилюгина, на ее пересечении с Ленинским проспектом) прокладку планируется вести закрытым способом под защитой буротрубного экрана и набрызгбетона для удержания забоя. Такое решение позволит избежать дорогостоящей перекладки коммуникаций и существенно уменьшит воздействие на окружающую застройку.

Среди других спецметодов, которые применяются при проектировании станций подземки:

  • струйная цементация грунтов (jet grouting);
  • водопонижение грунтовых вод;
  • заморозка грунта.

Ледогрунтовое ограждение проектировщики возглавляемой Анной Меркуловой группы компаний предложили построить для защиты от плывунов при прокладке тоннеля на «Окружной» Люблинско-Дмитровской линии. В результате сложный участок удалось пройти без сбоев.

Дороги Москвы и за пределами столицы

Другая стратегически важная задача развития столицы – обновление городских дорог. В период с 2011 по 2020 годы в Москве построено свыше 1000 километров дорог, составляющих 16% от сформировавшейся за 8,5 столетий улично-дорожной сети. Возведено и реконструировано 15 вылетных магистралей, модернизировано 18 развязок на МКАД. В настоящее время город реализует проект хордовой системы, связывающей между собой спальные районы Москвы в обход историческому центру. Продолжается строительство новых вылетных магистралей, переделываются последние устаревшие развязки на МКАД, а также создается транспортный каркас на территории Новой Москвы. Все эти работы ведутся при активном участии «Моспроект-3».

Анна Меркулова, еще до работы в «Моспроект-3», стала автором первых проектов реконструкции «клеверных» развязок на МКАД, работала над проектами Северного обхода Одинцово, трассы Москва – Санкт-Петербург и т.п. В составе инжинирингового холдинга ее команда работает над такими проектами как:

улично-дорожная сеть бывшей промзоны «Зил», где возводится комфортный район, в том числе новый полукилометровый мост через Москва-реку;

  • система хордовых магистралей;
  • Северный дублер Кутузовского проспекта;
  • сложный по своей геологии участок транспортного коридора Европа – Западный Китай, который, по словам вице-премьера Марата Хуснуллина, станет драйвером развития сразу нескольких регионов страны;
  • и другие.
Северо-Восточная хорда
Северо-Восточная хорда

Передовые технологии

Под руководством Анны Меркуловой холдинг «Моспроект-3» одним из первых в стране начал активно применять BIM-технологии. На этапе проектирования информационное моделирование помогает оперативно решать вопросы взаимной увязки инженерных систем как между собой, так и со строящимися и смежными объектами, выявляя детали, которые на простых чертежах (2D) просто не видны.

В настоящее время:

  • в каждом институте группы компаний «Моспроект-3» создано подразделение BIM-координации;
  • холдинг участвует в деятельности межведомственной городской рабочей группы по внедрению цифровых технологий;
  • осваивается 3D-сканирование. В частности, на строящихся объектах Северо-Восточной хорды для максимально быстрого и точного получения информации применялся самый современный 3D-сканер «FARO».

Оптимизация архитектурно-планировочных решений при цифровом проектировании позволяет уменьшить «пятно застройки» и повысить качество работ, а затраты на возведение (за счет минимизации расходов на вынос коммуникаций, переустройства улично-дорожных сетей, сноса строений и т.п.) и дальнейшую эксплуатацию существенно снизить.

Первым в России объектом метрополитена, спроектированным специалистами «Моспроект-3» с применением BIM, стала станция «Славянский мир» Троицкой линии. Примерно 90% разделов проектной документации сформировано в «цифре», в том числе архитектурная модель, системы водоснабжения и водоотведения, кабельные трассы и т.п.

Строительство станции «Славянский мир» Троицкой линии
Строительство станции «Славянский мир» Троицкой линии

А за проектирование цифровой модели Северного дублера Кутузовского проспекта – примерно 300 гектаров местности, включая рельеф и коммуникации, – которое было высоко оценено профессиональным сообществом, компания по праву заслужила звание «BIM-лидера» отрасли.

Не только транспорт

Наряду с работами в сфере транспортной инфраструктуры ГК «Моспроект-3» запроектировала более ста жилых комплексов, социальных и административных зданий и целых территорий.

Важным слагаемым работы группы компаний «Моспроект» является грамотная кадровая политика руководства. В холдинге трудятся более 1,5 тысяч высококлассных специалистов. Отдельное внимание Анна Меркулова уделяет повышению квалификации своих сотрудников. В частности, инженеры-тоннельщики проходят обучение по международной программе в сотрудничестве с австрийскими коллегами из TU Graz . Менеджмент повышает квалификацию по авторской программе Анны Меркуловой на базе бизнес-школы Сколково.