В конце 2020 года министр транспорта Российской Федерации Виталий Геннадиевич Савельев вручил ведомственные и государственные награды специалистам транспортной отрасли. В числе награжденных – генеральный директор группы компаний «Моспроект-3» Анна Дмитриевна Меркулова. Талантливый инженер является автором более сотни сложных и уникальных проектов, а возглавляемый ею холдинг по праву считается ключевым в стране центром инженерных компетенций.
Потомственный инженер
Анна Меркулова родилась в 1982 году в семье инженеров. Профессию родителей Анна Дмитриевна продолжила, окончив с красным дипломом Московский государственный строительный университет. В 2004 году она начала карьеру в международном холдинге, специализирующемся на проектировании транспортных сооружений. В зоне ответственности перспективного инженера находилось отдельное направление по проектированию автомобильных трасс и развязок, в том числе на МКАД. За 8 лет она прошла стремительный путь от рядового сотрудника до вице-президента компании. В 2012 году столичные власти пригласили Анну Меркулову на должность генерального директора ГУП «Моспроект-3».
Вместе с городом
Назначение молодого менеджера в проектный институт было обусловлено стартом беспрецедентной программы градостроительного развития Москвы. В тот момент транспортная система столицы подошла к критической точке: высокая маятниковая миграция и дефицит улично-дорожной сети грозились обернуться коллапсом. Мэр Москвы Сергей Семенович Собянин кардинально пересмотрел градостроительную политику, в результате чего в столице появилась масштабная программа модернизации транспортной системы, которая охватила подземку, автомобильные магистрали, железную дороги и т.п. Обеспечить ее технологическими решениями должны были специалисты создаваемой группы компаний «Моспроект-3».
Группа компаний «Моспроект-3»
«Моспроект-3» сегодня – это группа компаний, входящая в периметр столичного Стройкомплекса и объединяющая старейшие проектные институты: «Моспроект-3», «Моспромпроект» и «Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии, экспериментального проектирования» (МНИИТЭП). Каждый из них существует более полусотни лет.
Одно из приоритетных направлений работ «Моспроекта-3» – проектирование объектов транспортной инфраструктуры Москвы: новых веток и станций метрополитена, МЦК, автодорожных магистралей и транспортных развязок. За последние годы специалистами ГК «Моспроект-3» запроектированы:
- более 2 тыс. км автодорог, эстакад, мостов и тоннелей;
- станции метро на Большой кольцевой, Сокольнической, Троицкой, Люблинско-Дмитровской и Замоскворецкой линиях;
- транспортно-пересадочные узлы на базе новых станций метрополитена и МЦК, в том числе крупнейший хаб Европы – ТПУ «Рязанская»;
- более 4 млн. кв. м жилых домов, школьных и медицинских учреждений;
- и др.
Инжиниринговый комплекс
В середине 2010-х московские власти запустили процесс объединения столичных проектных ГУПов в крупные инженерные центры. Руководивший в те годы Стройкомплексом города Марат Шакирзянович Хуснуллин подчеркивал, что консолидация институтов в единый инжиниринговый комплекс необходима для повышения их конкурентоспособности и форсирования городских программ. Именно Хуснуллин – ныне вице-премьер России – в 2014 году назвал имя руководителя нового холдинга, которым стала Анна Меркулова. Специализации между проектными институтами условно распределись следующим образом:
- «Моспроект-3» – транспортное строительство;
- «Моспромпроект» – метрополитен;
- «МНИИТЭП» – транспортно-пересадочные узлы.
Решение столичных властей оказалось оправданным. За прошедшие годы в Москве реализован целый перечень масштабных инфраструктурных проектов. Большой вклад в эту работу внесла команда ГК «Моспроект-3» под руководством Анны Меркуловой. Входящие в группу компаний предприятия стали прибыльными. А Москва с точки зрения транспортного сообщения превратилась в комфортный мегаполис.
Удвоение подземки
Пожалуй, самой амбициозной задачей, поставленной мэром перед Стройкомплексом города, стала ускоренная программа развития метрополитена. К 2011 году подземка Москвы насчитывала 182 станции, построенных с 1935 года. А за последующие неполные 10 лет открылось еще 145 (!) станций, из которых 56 на классическом метрополитене, еще 31 – на Московском центральном кольце и еще 58 – на Московских центральных диаметрах.
Непосредственно ГК «Моспроект-3» под руководством Анны Меркуловой запроектированы новые участки подземки на Сокольнической, Троицкой, Люблинско-Дмитровской ветках и других. Специалисты холдинга также участвуют в строительстве Большой кольцевой линии.
Проектировщикам группы компаний, которых справедливо считают инженерной элитой, зачастую приходится решать нетиповые задачи и предлагать технически сложные решения. Например, при строительстве станции и ТПУ «Нижегородская» использовался уникальный для Москвы метод top-down. В условиях плотной городской застройки наиболее оптимальным оказалось строить подземную часть «сверху вниз», а ТПУ возводить параллельно привычным способом. На строящейся Троицкой линии метро в районе станции «Улица Новаторов» (под улицей Академика Пилюгина, на ее пересечении с Ленинским проспектом) прокладку планируется вести закрытым способом под защитой буротрубного экрана и набрызгбетона для удержания забоя. Такое решение позволит избежать дорогостоящей перекладки коммуникаций и существенно уменьшит воздействие на окружающую застройку.
Среди других спецметодов, которые применяются при проектировании станций подземки:
- струйная цементация грунтов (jet grouting);
- водопонижение грунтовых вод;
- заморозка грунта.
Ледогрунтовое ограждение проектировщики возглавляемой Анной Меркуловой группы компаний предложили построить для защиты от плывунов при прокладке тоннеля на «Окружной» Люблинско-Дмитровской линии. В результате сложный участок удалось пройти без сбоев.
Дороги Москвы и за пределами столицы
Другая стратегически важная задача развития столицы – обновление городских дорог. В период с 2011 по 2020 годы в Москве построено свыше 1000 километров дорог, составляющих 16% от сформировавшейся за 8,5 столетий улично-дорожной сети. Возведено и реконструировано 15 вылетных магистралей, модернизировано 18 развязок на МКАД. В настоящее время город реализует проект хордовой системы, связывающей между собой спальные районы Москвы в обход историческому центру. Продолжается строительство новых вылетных магистралей, переделываются последние устаревшие развязки на МКАД, а также создается транспортный каркас на территории Новой Москвы. Все эти работы ведутся при активном участии «Моспроект-3».
Анна Меркулова, еще до работы в «Моспроект-3», стала автором первых проектов реконструкции «клеверных» развязок на МКАД, работала над проектами Северного обхода Одинцово, трассы Москва – Санкт-Петербург и т.п. В составе инжинирингового холдинга ее команда работает над такими проектами как:
улично-дорожная сеть бывшей промзоны «Зил», где возводится комфортный район, в том числе новый полукилометровый мост через Москва-реку;
- система хордовых магистралей;
- Северный дублер Кутузовского проспекта;
- сложный по своей геологии участок транспортного коридора Европа – Западный Китай, который, по словам вице-премьера Марата Хуснуллина, станет драйвером развития сразу нескольких регионов страны;
- и другие.
Передовые технологии
Под руководством Анны Меркуловой холдинг «Моспроект-3» одним из первых в стране начал активно применять BIM-технологии. На этапе проектирования информационное моделирование помогает оперативно решать вопросы взаимной увязки инженерных систем как между собой, так и со строящимися и смежными объектами, выявляя детали, которые на простых чертежах (2D) просто не видны.
В настоящее время:
- в каждом институте группы компаний «Моспроект-3» создано подразделение BIM-координации;
- холдинг участвует в деятельности межведомственной городской рабочей группы по внедрению цифровых технологий;
- осваивается 3D-сканирование. В частности, на строящихся объектах Северо-Восточной хорды для максимально быстрого и точного получения информации применялся самый современный 3D-сканер «FARO».
Оптимизация архитектурно-планировочных решений при цифровом проектировании позволяет уменьшить «пятно застройки» и повысить качество работ, а затраты на возведение (за счет минимизации расходов на вынос коммуникаций, переустройства улично-дорожных сетей, сноса строений и т.п.) и дальнейшую эксплуатацию существенно снизить.
Первым в России объектом метрополитена, спроектированным специалистами «Моспроект-3» с применением BIM, стала станция «Славянский мир» Троицкой линии. Примерно 90% разделов проектной документации сформировано в «цифре», в том числе архитектурная модель, системы водоснабжения и водоотведения, кабельные трассы и т.п.
А за проектирование цифровой модели Северного дублера Кутузовского проспекта – примерно 300 гектаров местности, включая рельеф и коммуникации, – которое было высоко оценено профессиональным сообществом, компания по праву заслужила звание «BIM-лидера» отрасли.
Не только транспорт
Наряду с работами в сфере транспортной инфраструктуры ГК «Моспроект-3» запроектировала более ста жилых комплексов, социальных и административных зданий и целых территорий.
Важным слагаемым работы группы компаний «Моспроект» является грамотная кадровая политика руководства. В холдинге трудятся более 1,5 тысяч высококлассных специалистов. Отдельное внимание Анна Меркулова уделяет повышению квалификации своих сотрудников. В частности, инженеры-тоннельщики проходят обучение по международной программе в сотрудничестве с австрийскими коллегами из TU Graz . Менеджмент повышает квалификацию по авторской программе Анны Меркуловой на базе бизнес-школы Сколково.