Найти тему

Как открыть бизнес грамотно | Выбрать систему налогообложения | ИП ООО или НПД

Любой бизнес требует регистрации. Вариантов много. Мы с вами рассмотрим только некоторые из них, на примере создание бренда одежды: Самозанятый, ИП и ООО. Сразу скажу, универсального ответа на вопрос: что лучше выбрать не существует. Решение зависит от многих факторов.

Сначала обсудим вариант самозанятый. Этот вариант самый простой в плане регистрации, ведения учёта и отчётности. Самозанятые не подают декларации в налоговую. Учет ведется автоматически через мобильное приложение «Мой налог», с которым разберётся даже школьник. Там же формируется и электронный чек, а контрольно кассовая техника самозанятым не нужна. Продолжаем говорить о плюсах. У самозанятых не предусмотрены страховые взносы за себя. Для сравнения у ИП это обязательный платёж, сумма которого в 2021 году составляет 40 874 рубля. И не важно, проучил ИП доход или нет. Он мог вообще не работать, но стразовые взносы оплатить обязан. И ещё Налог на профессиональный доход, под который попадают все самозанятые, единственная налоговая система при которой — «Нет дохода — нет налога». Налог у самозанятого тоже очень привлекательный. Ставка зависит от ваших клиентов. При работе с физлицами ставка налога 4 %. Если контрагент юридическое лицо — 6 %. Вроде, классный вариант, подумаете вы, но нет. Есть минусы. Например, годовой доход самозанятого не может превышать 2 400 000 рублей. Кроме того, у самозанятого не может быть сотрудников. И продавать самощанятый может только то, что создал сам. Условно, если вы хотите закупать базовые футболки в Китае, пришивать на них свой логотип и продавать, то этот вариант не для вас. Кроме того, при работе на налоге на профессиональный доход не получится масштабировать бизнес и придётся все делать самому.

Давайте подведём итог: режим самозанятого подойдёт тем, кто оказывает услуги на дому, сдаёт в аренду недвижимости, оказывает грузоперевозки, проводит праздников, оказывает услуги по видео и фотосъемке, продаёт продукцию собственного изготовления, делает ремонта, проводит юридические консультации, ведёт бухгалтерию. Но не подходит для создания бренда одежды. В любом случае, держите этот вариант в голове. Когда начнёте привлекать к работе фрилансеров, будет круто, если они будут самозанятыми. В этом случае расходы на блогеров, бухгалтеров и прочих сторонних специалистов вы сможете списать в расходы и тем самым уменьшить свои налоги.

У нас с вами остаются два варианта ИП и ооо. Они оба подходят для создания бренда одежды, поэтому для наглядности поговорим о них в формате сравнения.

Регистрация ИП крайне проста. Предприниматель может зарегистрироваться лично в налоговой инспекции, а также онлайн через официальный сайт ФНС или через единый портал «Госуслуги». Регистрация займёт 5 рабочих днём. Из документов потребуется паспорт и квитанция об оплате госпошлины в размере 800₽. Кстати, если регистрируетесь электронно, то госпошлина отсутсвует. Регистрация ооо сложнее. Потребуется заполнение документов, которые сможет составить только юрист. Это такие документы как устав общества, заявление о государственной регистрации юр лица и решение о создании. А также налоговая потребует договор аренды, адрес в котором будет юридическим адресом вашей фирмы. Без адреса компанию вам не зарегистрируют.

Если вас двое партнёров и более, я рекомендую открывать ООО.

ИП регистрируется на одного человека, поэтому остальные партнёры будут юридически не защищены. В случае раздела бизнеса, он останется у того из вас, на кого оформлено ИП. В ООО может быть до 50 партнёров и у каждого своя доля в бизнесе. От неё зависит прибыль партнера и вес его голоса в компании.

Для ИП доступен один дополнительный налоговый режим, но он не применим к созданию бренда одежды, поэтому не буду вам забивать голову не нужной информацией. А значит в нашем случае Для ооо и для ИП доступны одни и те же налоговые режимы. О каждом из них поговорим чуть позже. Если говорить об отчётности, то у ИП ее гораздо меньше. ИП сдаёт только налоговую отчетность, а если есть сотрудники — налоговую и ежемесячную отчетность по сотрудникам в пенсионный фонд. ООО должно сдать бухгалтерскую отчётность, налоговую отчетность, отчетность по сотрудникам в пенсионный фонд и ещё кучу других сложных отчетов, которые может заполнить только профессиональный бухгалтер.

Идём дальше. ИП и ООО могут работать не только по месту регистрации, но и в регионах. Если хотите, в любой точке Российской Федерации. Но только ИП не нужно регистрировать филиал, представительство или обособленное подразделение, а значит и сдавать дополнительную отчетность тоже не нужно. Это актуально, когда у вас например офис продаж в Петербурге, в Москве и в Новосибирске. При ооо вам нужно будет зарегистрировать обособленные подразделения, по каждому из которых придётся сдавать отчетность. А если у вас ИП, вопрос регистрации точек продаж и вопрос сдачи дополнительной отчётности вас не касаются.

Особенно важное отличие. Деньги, которые заработал ИП - личные деньги предпринимателя. Вы снимаете деньги без ограничений и дополнительных налогов.

Деньги, которые заработал ООО - собственность компании и вывести их можно на выплату дивидендов, по договору займа, договору с ИП и используя другие схемы. Все перечисленные схемы сопровождаются оплатой налогов. Безналоговый вывод денег из ООО практически невозможен. Резюме: если хотите регулярно и без дополнительных денежных потерь выводить прибыль из оборота, вариант ИП вам подходит больше. С другой стороны, конечно же варианты вывода денег из ооо тоже существуют. Сейчас я не буду рассказывать о них. Вы можете посмотреть видео на эту тему на моём ютуб Канале.

Чем ещё ИП отличается от ооо. Внимание банков к ИП выше. Причина - 115 федеральный закон «о противодействии легализации доходов». Это закон, запрещающий отмывать деньги. Считается, что ИП - конечное звено схем по обналу. Именно поэтому все, что вы будете отправлять себе на карту , на Карты другим физ лицам будет по умолчанию привлекать к себе внимание банков. Я ни в коем случае не призываю отказаться от варианта ИП, но настоятельно рекомендую крайне осторожно осуществлять банковские операции. Это поможет избежать проверок со стороны банков и нервотрепки.

Банки чаще отказывают в выдаче кредитов ИПшкам. Поэтому если в планах есть привлечение заемных денег, подумайте об этом заранее. Соберите в банках информацию. Прозондируйте почву.

Идём дальше. ООО обязано иметь расчётный счёт . У ИП такой обязанности нет, но как показывает практика — он все равно понадобится. Например если Ваши клиенты рассчитываются картой, электронными деньгами или через терминал. Если сумма договора с контрагентом превышает 100 тр.

Если хотите взять кредит в банке. В конце концов оплата налогов и стразовых взносов.

ООО не зарегистрируют без юридического адреса. Можно зарегистрировать компанию на свой домашний адрес — закон не запрещает регистрацию по прописке директора или собственника компании, но идея так себе. Сложно представить серьёзную компанию с отличной репутацией, юридический адрес у которой - квартира директора, даже если это пентхаус. Вариант зарегистрировать компанию на адрес массовой регистрации тоже плохая идея. Здесь, наверное, стоит пояснить что это такое. Например, В Петербурге есть бизнес центр, который сдаёт в аренду офисные помещения. Офисных помещений всего 100, а зарегистрированных компаний на этот адрес 5000 тысяч. Получается, сто в каждом офисе зарегистрировано по 50 компаний. Понятно, что это фикция. Компании физически там не находятся. Просто для регистрации бизнеса нужен был адрес. Чем опасен такой адрес? Налоговики ищут такие адреса, включают их в реестр адресов массовой регистрации, а потом принудительно пытаются ликвидировать компании, которые зарегистрированы по этим адресам. А с ИП все просто: Регистрация всегда по месту жительства предпринимателя.

Ещё одно отличие. Владелец ООО может купить и продать бизнес, ИП - нет. Если в планах построить огромную империю, а потом продать ее за миллион долларов - ваш вариант ООО. Продать, купить или переоформить ООО не вызывает проблем. С другой стороны, имея ИП тоже можно найти вариант продажи бизнеса. Например, продать товарный знак, остатки готовой продукции и Контакты контрактного производства.

Идём дальше. ИП отвечает по долгам всем своим имуществом: домом в Испании, яхтой, Bentley под окном. ООО отвечает по долгам в пределах имущества компании. Если ваш уставной капитал 10 тр, на расчетном счёте 5 тр и в офисе ноутбук за 15 тр - это размер вашей ответсвенности перед кредиторами. Так было пока не ввели субсидиарную ответственность. Суть в следующем: вы продали имущество ООО, но остались должны контрагенту. Контрагент имеет право обратиться в суд и попытаться вернуть свои деньги, не из кошелька ООО, там денег уже нет, а из вашего личного кошелька. Получится или нет - другой вопрос. Сделать это даже через суд довольно непросто. Резюме: ИП несёт риск потерять все своё личное имущество. У ооо такой риск крайне мал.

Штрафы для ООО превышают штрафы для ИП в десятки и даже сотни раз. Например, штраф за несвоевременную выплату зарплаты для ИП составляет до 5тр, а для ООО до 50 тр. Штраф за привлечение на работу мигрантов для ИП - до 7000. Для ООО — до 1 млн₽. Налоговые Штрафы у ИПшек тоже гораздо ниже.

У ООО сложная процедура ликвидации. Закрыть компанию можно только после сдачи всей отчетности и оплаты задолженности перед государством. Срок ликвидации ООО от 3-4 месяцев, но как показывает мой личный опыт, ликвидация может затянуться на 8-12 месяцев. Закрыть ООО стоит от 25 тр. Если у ООО есть долги, то компанию нужно банкротить. Это ещё более длительная процедура и стоит она от 300 тр. Закрыть ИП можно в любой момент, даже с долгами по налогам. Это занимает не более 5 дней и стоит порядка 5 тысяч

Теперь поговорим о платежах в бюджет. ИП платит за себя ежегодные страховые взносы в пенсионный фонд и фонд социального страхования. Неважно, работали вы в этом году или нет, получили доход или убыток. Сумма эта называется фиксированной, но почему-то растёт каждый год. На 2021 год сумма составляет 40 874 рубля. У ООО таких платежей нет. Но в ооо вы выплачиваете себе зарплату, с которой тоже платите стразовые взносы, которые составляют около 30%, и подоходный налог в размере 13%. Итого, почти 50% нужно отдать государству. Здесь неоспоримое преимущество ИП перед ооо. Заплатил один раз в год 40 тысяч рублей и далее переводишь свободные деньги себе на карту.

ИП сложно расширить бизнес за счет привлечения инвестиций и новых соучредителей. Инвесторы хотят вкладываться в компании, а не в предпринимателей. И хотят иметь свою долю по документам.В ООО таких проблем нет. В любой момент можно зарегистрировать новых соучредителей.

Резюмируем кратко все то, что я рассказала выше: Если планируете заниматься малым бизнесом и руководить им самостоятельно — не усложняйте себе жизнь — регистрируйте ИП. Если планируются большие обороты, партнеры, привлечение инвестиций— открывайте ООО.

Теперь поговорим о выборе системы налогообложения. Это крайне важный этап. Ведь Цена вопроса может стоить вам очень больших денег. Я не буду рассказывать о всех существующих системах налогообложения. Мы поговорим только о тех, которые применимы к бизнесу по созданию бренда одежды. Их всего три. Это основная система налогообложения, патентная система налогообложения и Упрощенная система налогообложения.

Начнём с упрощённой системы налогообложения или упрощенки. Это налоговый режим, при котором Вы платите всего один налог вместо нескольких. Это оптимальный вариант для малого и среднего бизнеса. Налоговая нагрузка минимальная. Учёт относительно простой.

Чтобы применять упрощенку, нужно соблюдать лимиты. Ваш годовой доход должен быть не более 200 миллионов рублей. У вас не должно работать больше 130 человек, остаточная стоимость основных средств не должна быть выше 150 миллионов рублей. Если вы только собираетесь регистрировать компанию или ИП, применять упрощенку можно с момента регистрации.А для тех кто уже зарегистрировал бизнес на другую систему налогообложения, а позже понял, что Усн выгоднее, перейти на упрощенку можно только с начала следующего календарного года.

Есть два вида упрощенки. Усн Доходы и Усн Доходы минус расходы. Давайте разбираться, чем они отличаются и какой вариант подойдёт для создания бренда одежды.

Начнём с Усн Доходы. Общая ставка налога 6%. Но она действует до дохода в 150 млн руб и до количества сотрудников в 100 человек. Взяв сто-первого работника или заработав 151ый миллион рублей, ставка налога возрастает. Вместо 6 % нужно будет заплатить 8%. Кроме того, Региональные власти могут снизить ставку до 1 процента, а в Крыму и Севастополе до нуля. Поэтому обязательно проверьте какая ставка установлена в вашем регионе. Если вы регистрируете бизнес в Петербурге, ставки составляют 6 и 8%. Согласно схеме, которую я только сто озвучила. Расчет налога крайне прост. Полученные в отчетном периоде доходы умножаем на ставку налога. Доходы для УСН – это все деньги, которые вы получили на расчетный счет или в кассу. И не важно, отгрузили вы товар или нет. Условно, у вас появился оптовый покупатель, который готов вас авансировать. Получив аванс, нужно будет заплатить налог. При этом отгрузить продукцию вы можете вообще не скоро. Это не важно. Важен факт получения денег.

Сумму налога можно уменьшить на страховые взносы, больничные за первые три дня болезни и торговый сбор. Если у предпринимателя есть сотрудники, уменьшить налог можно на взносы за самого ИП и за сотрудников. Принять к вычету можно только те страховые взносы, которые ИП уплатил в периоде, за который он считает налог. Неважно, за какой период начислены взносы. Например, на страховые взносы за июнь, которые заплатили в июле, уменьшайте авансовый платеж по УСН за 9 месяцев, а не за 1 полугодие. Здесь тоже есть ограничения: общая сумма, на которую Вы уменьшите налог, не должна быть более 50 процентов от начисленного налога.

Например, налог УСН за год 100 тысяч рублей. А зарплата и страховые взносы — 140 тысяч. Уменьшить налог можно только на 50 тысяч рублей. Все, что больше этого лимита, учесть в расходах нельзя. Перенести на следующий период тоже нельзя.

Упрощенная система налогообложения объект доходы минус расходы — это налоговый режим для малого бизнеса, при котором вы тоже платите всего один налог, вместо нескольких. Основной критерий для выбора такой системы — это большое количество расходов в вашем бизнесе.

Такая Упрощенка подходит

в первую очередь, производственным компаниям. Основная часть расходов такого бизнеса – материальные расходы. Закупка материалов и сырья. Много денег уходит и на закупку товаров, если организация занимается торговлей. Значит торговый бизнес тоже может рассмотреть этот спецрежим. Бизнесмену из сферы услуг тоже подойдет этот вариант, если больше 60 % выручки уходит на зарплаты, зарплатные налоги и аренду офисных помещений. Общая Налоговая ставка составляет 15 %. Но она действует до дохода в 150 млн руб и до количества сотрудников в 100 человек. Взяв сто-первого работника или заработав 151ый миллион рублей, по аналогии с Усн Доходы, ставка налога возрастает. Вместо 15 % нужно будет заплатить 20%. И здесь тоже действуют региональные законы, которые могут снизить ставку налога. Например, в Санкт-Петербурге вместе 15% ставка всего 7%. Понимаете, да? В Петербурге разница между ставкой УСН доходы и УСН доходы минус расходы — всего один %.

Посчитать налог на Усн доходы минус расходы сложнее, чем на упрощенке доходы. Считаем доходы за отчетный период. Напомню, Доходы на УСН – это деньги, которые Вы получили на расчетный счет или в кассу. Вычитаем из доходов расходы за период. Результат умножаем на налоговую ставку. Напомню, что в разных регионах ставка может быть разной. Полученный налог сравниваем с минимальным налогом и платим то, что больше. Минимальный налог это один процент от доходов бизнеса. Например доходы за налоговый период 100 тыс руб. Расходы 95 тыс руб. Считаем налог УСН (100-95)*15%=750 руб. Считаем минимальный налог 100 тыс руб *1%=1 тыс руб. Государству оплачиваем минимальный налог 1 тыс руб потому что он больше. Упрощёнка доходы минус расходы — это единственная система, где есть минимальный налог. Если в прошлом году дела шли не очень и вам пришлось заплатить минимальный налог, в этом году вы можете списать в расходы и убытки, и минимальный налог, который заплатили за прошлый год. Например, в прошлом году ваш доход был 10 миллионов рублей, а расходы 10 с половиной миллионов рублей. Вам пришлось заплатить минимальных налог 100 тысяч рублей. Так вот в следующем году вы сможете списать в расходы и 100 тысяч рублей минимального налога, и 500 тысяч вашего убытка.

Вам выгоден спецрежим УСН доходы минус расходы, если у бизнеса большая доля расходов по отношению к доходам. Напомню, по общему правилу расходы должны быть больше 60%. Если у компании или ИП есть основные средства или планируется их приобретение или строительство. Это актуально, если вы планируете не контрактное, а собственное Производство. А также если бизнес в ближайшие годы обещает быть убыточным. Отталкиваясь только от теоретической части , очевидно, что создание бренда одежды большо подходит под усн Доходы минус расхода. Но в любом случае, я рекомендую просчитать оба варианта УСН прежде, чем принимать решение о выборе системы налогообложения.

Существует ещё один вариант - патентная система налогообложения. Она не подходит под деятельность Производство одежды, но подходит под деятельность розничная продажа одежды. Если планируете открытие магазинов, то имеет смысл подумать о совмещении упрощенки и патента. Это уже более сложный учёт, поэтому я не буду сейчас о нем рассказывать. Но в любом случае, держите эту информацию в голове - в будущем она поможет сэкономить на налогах.

Основная система налогообложения это самый худший из возможных вариантов. Налоговая нагрузка при ней максимальная. Вы платите налог на прибыль 20%, ндс 20%, имущественные налоги и зарплатные налоги, которые включают в себя страховые взносы и подоходный налог. Ваша задача - избегать эту систему налогообложения всеми возможными способами. К счастью, такие способы есть.

И последнее о чем хочется сказать это импорт. Возможно, вы планируете поставку тканей из за границы или контрактное Производство за пределами России. Первое, что нудно понимать: стоимость ввезённого вами сырья будет складываться не только из цены сырья, а ещё из таможенных пошлин и сборов , а также таможенного ндс. Крайне важно, на берегу посчитать какая конечная себестоимость у вас получится. Далее, необходимо будет найти таможенного брокера , который будет растомаживать продукцию. Самостоятельно справиться практически невозможно. Внешнеэкономическая деятельность крайне сложна, требует заполнения кучи документов. И нужно сделать это максимально правильно, чтобы избежать претензий со стороны таможни. О нелегальном ввозе я даже говорить не буду. В моей практике был всего один кейс - клиент, который умудряется это делать незаконно , но крайне аккуратно.

Много полезной информации о налогах , о том как на них экономить и при этом оставаться незаметными для государства, можно найти на моем ютуб канале. Адрес укажу внизу. Там же есть мои контакты на случай, если у вас остались вопросы.

Подпишись:
Instagram: https://www.instagram.com/evgenia_gubarkova/
VK: https://vk.com/buhgalteria_i_nalogi
Facebook: https://www.facebook.com/buhgalteriainalogi
YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCLX7gTAUZMB4f-S_Pt-6bxg

Связаться со мной: buhgalteria.nalogi@yandex.ru

#открытьбизнес #ип #ооо