Найти тему
Kinomania.ru

10 фильмов о виртуальной реальности

Оглавление

Трон / Tron

Режиссер: Стивен Лисбергер, 1982
Режиссер: Стивен Лисбергер, 1982

Диснеевская лента, которой в следующем году исполнится 35 лет, изначально задумывалась как мультфильм. Но затем анимацию (в том числе и компьютерную — по тем временам революционную) решили совместить с живыми актерами — например, с Джеффом Бриджесом в роли Кевина Флинна, программиста, оказавшегося внутри созданной им самим кибервселенной. В середине 90-х, почти через полтора десятка лет после премьеры, Американская киноакадемия отметила фильм «Трон» наградой за технические достижения. Логичное решение: даже сегодня этот цифровой неоновый мир выглядит если не впечатляющим, то как минимум симпатичным и любопытным.

Мозговой штурм / Brainstorm

Режиссер: Дуглас Трамбелл, 1983
Режиссер: Дуглас Трамбелл, 1983

Группа ученых (в том числе — специалист в исполнении Кристофера Уокена) создает устройство, способное записывать человеческие ощущения, эмоции и воспоминания. Позже запись можно просмотреть, однако неаккуратное погружение в чужую реальность может привести к психологической травме или даже смерти. Как это обычно бывает с учеными, авторы изобретения далеко не сразу понимают, какие последствия может вызвать недобросовестное использование их устройства. А вот армейские чины довольно быстро осознают, что в их руках — потенциальное оружие.

Газонокосильщик / The Lawnmower Man

Режиссер: Бретт Леонард, 1992
Режиссер: Бретт Леонард, 1992

Формально это экранизация опубликованного в середине 1970-х рассказа Стивена Кинга — но на самом деле от оригинального произведения осталось одно название. Картина рассказывает об ученом Лоуренсе Анджело (Пирс Броснан), втягивающем в эксперименты с виртуальной реальностью умственно отсталого Джоуба Смита (Джефф Фэйхи). Последний, оказавшись в цифровой вселенной, внезапно развивает интеллект до невиданного уровня, и Лоуренсу в итоге приходится расплачиваться за свою недальновидность. Любопытно, что виртуальная реальность в «Газонокосильщике» выглядит, пожалуй, даже более наивно, чем в вышедшем на десять лет раньше «Троне».

Странные дни / Strange Days

Режиссер: Кэтрин Бигелоу, 1995
Режиссер: Кэтрин Бигелоу, 1995

Кэтрин Бигелоу сняла эту картину по сценарию своего экс-супруга Джеймса Кэмерона, однако сама история была придумана еще в середине 80-х, до того, как кинематографисты вступили в брак. Фильм рассказывает о Ленни (Рэйф Файнс), торговце воспоминаниями — записанными на диск ощущениями других людей; их можно просматрить, надев на голову специальное устройство. Однажды Ленни натыкается на диск с записью убийства проститутки — после этого герою Файнса приходится вспомнить о том, что когда-то он сам служил в департаменте полиции Лос-Анджелеса.

Джонни Мнемоник / Johnny Mnemonic

Режиссер: Роберт Лонго, 1995
Режиссер: Роберт Лонго, 1995

За четыре года до «Матрицы» Киану Ривз сыграл курьера из будущего, занимающегося транспортировкой информации (данные герой загружает непосредственно в свою голову). Очередное задание мало того, что перегружает память Джонни, так еще и сталкивает невезучего курьера с якудзой. Забавно, насколько виртуальная реальность из «Джонни Мнемоника» отличается от той, в которой персонаж Ривза окажется через несколько лет. В частности, для работы с компьютерной средой в ленте 1995-го используется громоздкие очки и не слишком удобные (по крайней мере, на взгляд со стороны) перчатки.

Виртуозность / Virtuosity

Режиссер: Бретт Леонард, 1995
Режиссер: Бретт Леонард, 1995

Чтобы дать возможность охранникам правопорядка оттачивать навыки в сравнительно безопасной среде, технические специалисты создают программу Сид 6.7, заложив в нее свойства почти двух сотен преступников и психопатов. Картина «Виртуозность» интересна в первую очередь не изображением виртуальной реальности (спецэффекты вполне соответствуют среднему уровню середины 1990-х), а тем, что с вырвавшимся из компьютера и обретшим внешность Расселла Кроу злом здесь сражается Дензел Вашингтон.

Тринадцатый этаж / The Thirteenth Floor

Режиссер: Джозеф Руснак, 1999
Режиссер: Джозеф Руснак, 1999

Картина, в которой виртуальная реальность для разнообразия показана не как набор переливающихся фракталов или мир, вполне сравнимый с современным. Герои «Тринадцатого этажа» отправляются в компьютерную копию Лос-Анджелеса образца 1937 года — там они ищут зацепки, необходимые для расследования совершенного в реальном мире убийства. Жители виртуального города, разумеется, даже не подозревают о том, что являются симуляциями. Впрочем, со временем и у обитателей настоящего мира появляется повод проверить окружающую реальность на прочность.

Экзистенция / eXistenZ

Режиссер: Дэвид Кроненберг, 1999
Режиссер: Дэвид Кроненберг, 1999

Дэвид Кроненберг, режиссер «Мухи» и «Автокатастрофы» всегда интересовался радикальными трансформациями человеческого тела. Вот и в его «Экзистенции» игровая приставка — полуорганическое устройство, к которому пользователь подключается через расположенный в районе поясницы разъем. Виртуальный мир по Кроненбергу тоже полон биологических сюрпризов — и, что еще хуже, он путается и сливается с реальностью. Список участников этой жуткой гротескной видеоигры впечатляет: в картине заняты Джуд Лоу, Уиллем Дефо, Дженнифер Джейсон Ли и Иэн Холм.

Матрица / The Matrix

Режиссеры: Лана и Лилли Вачовски, 1999
Режиссеры: Лана и Лилли Вачовски, 1999

Пик интереса кинематографистов к виртуальной реальности пришелся на вторую половину 90-х. И главной из картин, вышедших в это время, разумеется, является работа Вачовски. Хакер Нео (Киану Ривз) обнаруживает, что окружающий его привычный мир, вполне похожий на мегаполис конца XX века, не более, чем иллюзия, виртуальная реальность, в которую его и все остальное человечество погрузили взбунтовавшиеся машины. Понимание принципов Матрицы наделяет героя сверхспособностями — и Вачовски воспользовались этим сполна, сняв ленту, во многом определившую облик последовавших за ней экшен-фильмов.

Исходный код / Source Code

Режиссер: Дункан Джонс, 2011
Режиссер: Дункан Джонс, 2011

Военный Колтер Стивенс (Джейк Джилленхол), проходивший службу в Афганистане, вдруг обнаруживает себя в теле незнакомого мужчины на электричке где-то в Чикаго. По кусочку восстанавливая картину событий, он выясняет, что стал участником экспериментальной программы: ученые переместили его разум в реальность, окружавшую другого человека. Важный (и довольно неприятный) нюанс: «принимающая сторона» погибла в результате теракта, и Стивенсу предстоит снова и снова проживать за незнакомца последние восемь минут. После «Исходного кода» режиссер Дункан Джонс в каком-то смысле продолжил эксперименты с виртуальной реальностью — снял ленту, где события разворачиваются во вселенной из серии видеоигр Warcraft.

#кино #подборка фильмов #топ 10 #виртуальная реальность