Не «Холопом» единым, так сказать... В 2019-м году мы уже увидели, что значит перевоспитание богатенького мажора при помощи дорогих средств. Это было в меру ново, в меру интересно и местами даже очень изящно. Комедия всё-таки играла на руку картине, ведь именно рубильник с юмором там был выкручен на полную. Да, местами было не очень приятно видеть постоянные порки "мажорика", но по большей части картина была способна вызвать улыбку.
Наступил 2020-й... И зритель может вновь вкусить это самое перевоспитание. Немного видоизменённое, но идейно — абсолютная копия. Встречайте, «На Луне» или крайняя лента Егора Кончаловского, сына Андрея Кончаловского («Дорогие товарищи»).
Официальный синопсис
Глеб, сын очень важного, обеспеченного и высокопоставленного господина, заслужил своими сомнительными подвигами на грани криминала репутацию сорвиголовы и беспредельщика. Однажды во время ночных гонок по улицам Москвы, уходя от преследования ГИБДД, Глеб не справился с управлением и сбил пешехода. Пока неприятности не улягутся, отец отсылает сына подальше в северные края, туда, где он любил охотиться еще в 90-е и где познакомился с отшельником, живущим в лесу. Именно у него и «прячут» Глеба. Для молодого человека начинается совершенно иная жизнь с крайне непредсказуемым, мрачным и молчаливым стариком.
Трейлер
Визуальный ряд
По традиции, начнём с обсуждения графической составляющей ленты. Как таковой, самой графики здесь маловато, но авторы вдоволь наигрались с прочими видами спецэффектов.
К примеру, в картине будет сцена с крушением лодки, которая смотрится весьма убедительно, но не слишком эффектно. Да, я осознаю, что снять подобное "на живую" крайне трудная и порой непосильная задача. Поэтому здесь обойдусь "малой" критикой. В этой сцене очень быстрая склейка, намеренно сделанная так, чтобы сгладить все недочёты. К сожалению, разобраться здесь, что вообще происходит с героями в этот момент, становится трудновато. Сложности сюда добавляют и постоянные слоу-мо, переходящие от кадра к кадру. Чтобы Вы понимали — картина снималась не на специальную камеру для таймлапса, поэтому нормального замедления тут не будет.
И вот вроде хочется похвалить авторов за натуральную съёмку и за попытки сделать достоверные кадры, но реализация всего этого в картине такова, что могу лишь поставить 0 баллов. Пересветы, бесполезные замедления и рваный монтаж не дают полностью насладиться этой самой "натурой". И это без упоминания нарко-трипа...
Атмосфера
- А что за нарко-трип?
Ок, всё-таки придётся рассказать... В начале ленты будет сцена в клубе, где мажора изображают во всей красе. Там громкая электронная музыка, много девушек в коротких юбках, а также море алкоголя. Но это всё авторы опускают, сосредоточившись на запрещённых препаратах... Да-да, тех самых... Здесь в дело вступает клиповый монтаж с кучей фотожаб, которые просто взяли из интернета. Как подобное можно включать в полнометражный фильм? Я, конечно, понимаю, что нужно было как-то изобразить нирвану и её производные, но тот метод, к которому пришли авторы, просто идиотия (вспомните, например, идеально-изображённые приходы из фильма «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» и сразу всё встанет на свои места). Сплошная идиотия. Совокупность безобразия на кадр плёнки...
Что же касается остальной атмосферы, то фильм оказался не столь плохим. Реальные кадры Карелии, отличные пейзажи, превосходный антураж... Лишь этим и цепляет лента. А вот все эти нарко-трипы и бесконечные слоу-мо нехило так портят впечатления от увиденного. Здесь +1 балл поставлю, но исключительно за дивную природу. Подкупили...
Музыкальное и звуковое сопровождение
Как бы здесь попроще выразиться... Если в сцене появляется саундтрек, то звучит он настолько не к месту и настолько вычурно, что напрочь отпадает желание продолжать просмотр. И это я ещё не говорю про звук, который записан максимально топорно. Там, где стоило бы подкрутить ползунки, этого не делают, а там, где не нужно, добавляют эффектов. К примеру, к финальной фразе главного героя для чего-то добавили эхо. Главная значимость и без того скучных слов из-за этого расплывается по воздуху, а затем появляются титры с тем самым нарко-трипом. Почему бы не поставить 0 баллов?
Актёрская игра
Многие актёры меня удивили. Даже, пожалуй, все это смогли. Юный Иван Архангельский, например, прекрасно исполнил главную роль "мажорика", в котором меняется характер. По сравнению с тем же Милошом Биковичем разница на лицо — серб просто никак не показал изменение. Он как и был подлецом, так им и остался к концу ленты. С Иваном ситуация совершенно иная. Он изначально был, как он сам выражается, "фуфлом", а затем стал нормальным таким пареньком с другой манерой речи и другим взглядом. Изменения на лицо, так сказать. Да, что у Милоша, что у Ивана поменялись жизненные ценности, но это сценарные детали, которые в оценке актёрских работ можно опустить.
Отметить в фильме можно совершенно любого артиста — все они справились со своими задачами. В общем-то, лёгкий +1 балл.
Операторская работа и монтаж
К операторам у меня претензий нет. Вообще нет. Хорошая съёмка, отличный выбор планов, прекрасные пролёты над рекой — это всё действительно заставляет охать и ахать при просмотре. Такие кадры, без применения "зелёнки", редко в каком фильме встретишь.
Но вот работа монтажёров заставила меня всерьёз понервничать. И ладно бы, они обошлись только слоу-мо и нарко-трипом, так нет же... В ленте огромная дыра в сценарии. Отец "мажорика" откуда-то и почему-то спокойно приходит к человеку, которому когда-то перешёл дорогу. Тот принимает его со спокойной душой и даже чай предлагает. Да, авторы попытались объясниться, но одного диалога здесь явно недостаточно, чтобы раскрыть все карты. Этот момент в фильме нелогичен и остаётся загадкой до самых титров, хотя и не должен быть таковой.
Выходит, что монтажёры просто загубили в картине всё. Фильм невозможно смотреть нормально — постоянно ловишь себя на мысли, что чего-то не хватает или что где-то переборщили. Красивые кадры, над которыми изначально охаешь и ахаешь, уже спустя минуту превращаются в фарс. Простите, но 0 баллов.
Уникальность
Это просто «Холоп» на минималках. Больше тут добавить, увы, нечего... 0 баллов.
Сценарий
Фильм оказался не столь ярким и в данной категории — очень много нюансов, которые просто разрушают всё повествование. Что за нюансы? Давайте по порядку.
Картина начинается с уже привычной зрителю экспозиции. Нам изображают богатого отца и мажористого сына. Их отношения натянуты словно тетива Вильгельма Телля. Отец даёт деньги сыну на его капризы, но сам же с этого и бесится — ох уж эти типичные богатые москали. Подобный пул героев встречается зрителю далеко не в первый раз. Мы приелись подобного изображения архетипов, когда наперёд можно предугадать весь сюжет. Причём делается это без особой сложности, главное лишь включить смекалку.
И ведь можно было изобразить данных героев в другом ключе, попытаться создать конфликт более проработанным и глубоким. Но нет, виной всему оказались, как обычно, деньги. Кстати, в картине упоминается ещё одна причина, почему сын не ладит со своим отцом, но её авторы раскрывают лишь под финальные титры. Если бы с этого началось повествование, эффект был бы в разы лучше. По крайней мере, мы наблюдали бы конфликт, основанный на любовной почве, а не ужаснейшую "звенящую" экспозицию. Как говорил один великий философ с моего загона: "Деньги правят миром"...
Но и далее картина не старается как-то удивить своего зрителя — до боли примитивные персонажи занимаются привычными для кино вещами. К примеру, в фильме появляется герой, которого все кличут Дедом — этакий мудрец, которые знает явно больше остальных. Именно к нему обиженный отец привозит своего сына, чтобы тот поучился уму-разуму. Что будет следующие полчаса-час ленты? Догадаться, полагаю, легко.
Под финал, разумеется, должно произойти что-то, что сдвинет характер главного героя с мёртвой точки. Переломный момент, который обычно мы видим в большом кино — это трагедия или около того. Именно в минуты страха и отчаяния человек может хоть как-то измениться... И с этим невозможно поспорить — в жизни всё именно так. Но не только страх и отчаяние вызывают у нас перемены. Есть много других факторов, из-за которых мы становимся лучше или хуже. К примеру, та же любовь может повлечь за собой преображения в человеческом характере. Или напротив, ненависть. Да тут много чего можно привести в пример...
Но, видимо, всем киноделам выгодно показать изменение характера именно с помощью страха. «На Луне» не является исключением из правил. Под конец тут будет трагедия, в которой главный герой, оставаясь всё тем же мажором, спасает жизнь другому человеку. Почему оставаясь мажором? Он кричит на спасаемого, что есть мощи, капризничает и проявляет прочие слабости своего нрава. В этой сцене не видно, что он стал сильным мужчиной — он всё тот же парнишка, нуждающийся в деньгах. А вот уже минутой после нам показывают следующие кадры, где у него изменился и взгляд, и манера речи — он прямо-таки повзрослел. Что произошло за одну минуту? Опять монтажёры побаловались? Где был тот самый переломный момент? В общем, вопросов вагон, а ответов — нема...
И даже заключительная фраза главного героя не спасает ситуацию. Она, вроде как, несёт в себе некий посыл. Мол, выбирай, что твоей душе угодно. Мы, как зрители, вольны сами завершить эту историю. Но если всё же призадуматься, то главный её смысл это: "Что это было? Что сейчас увидели мои глаза?".
Итак, оценки по сценарию:
- Экспозиция: 0 баллов;
- Завязка: 0 баллов;
- Развязка: 0 баллов;
- Общие аспекты: 0 баллов.
Вердикт
Не самое однозначное кино. Безусловно, оно может понравиться некоторым и даже многим, но в нём есть куча штампов, которые действуют скорее во вред, чем на пользу. Чтобы Вы понимали, клише — это не всегда плохо. Но в таком количестве и с таким монтажом, увы, они творят самое, что ни на есть, настоящее зло... К сожалению, я не могу дать никому никаких рекомендаций на просмотр — есть фильмы, что намного лучше излагают мысль или же говорят о более правильных вещах. А здесь что? Здесь зеки, откровенные кадры и уборка помоев с территории...
От канала Кинотаурус фильм «На Луне» получает 2 балла из 10 возможных.
Карта канала «Кинотаурус»
На этом всё. Всем спасибо за прочтение, желаю бобра и смотреть только хорошее кино ㋛