Найти в Дзене
Секреты для мамочек

Несколько эффективных упражнений, чтобы научить ребёнка выговаривать «Р»

Оглавление
У меня в детстве до шести лет была проблема с произношением звука «Р». В памяти сохранился тот момент, когда я впервые смогла произнести слово с этим трудным звуком. Запомнился он, скорее всего, из-за высокого эмоционального фона, так как я испытала огромную радость от того, что смогла справиться со своей проблемой.

Моим детям буква «Р» тоже с большим трудом давалась. Хотя годовалый сын чисто выговаривал слово «брат» (все близкие этому очень удивлялись), но позже с буквой «Р» у него возникли проблемы. Перед школой логопед в детском саду немного позанималась с сыном, а потом он пошёл в школу с шести лет, и на этом занятия прекратились.

Сын пошёл в первый класс в 6 лет. Фото из семейного архива
Сын пошёл в первый класс в 6 лет. Фото из семейного архива

С дочкой в детском саду тоже занимался логопед на протяжении двух лет. Специалист давала рекомендации, специальные упражнения, мы добросовестно с дочкой занимались всё это время. Скажу Вам, что результат появился, но не сразу.

Давайте разберёмся, почему ребёнку бывает трудно произносить «Р»?

Речь малыша формируется по определенному графику. Первый этап – подготовительный – проходит в 2-3 года, он. Не стоит переживать, если в этот период звук «Р» ребёнку не поддаётся. В этом случае не требуется дополнительного вмешательства логопеда. Просто регулярно занимайтесь в игровой форме артикуляционной гимнастикой.

Когда ребёнку исполнилось 5-6 лет, а он по-прежнему не выговаривает «Р», нужно обязательно посетить логопеда. Специалист обнаружит проблему, из-за которой этот звук не удаётся произнести, и сможет исключить серьезную патологию – дизартрию .

По звучанию речи можно определить разнообразие ошибок. Одни дети заменяют звук «Р» на «Л», другие произносят «Р» не во всех словах, а чаще всего в середине и проглатывают её в конце слов.

Причиной неправильного произношения может быть слабо развитый дыхательный или артикуляционный аппарат , когда малыш произносит «Р» с помощью гортани.

На первоначальном этапе становления речи можно исправить произношение несложной артикуляционной гимнастикой. Приведу несколько упражнений, которые можно выполнять, играя с ребёнком.

Фото из семейного архива
Фото из семейного архива

Для начала усвойте следующие важные моменты:

1. Мы произносим звук, а пишем букву. Поэтому не путайте ребёнка просьбами произнести букву «Р». Это поможет ему в дальнейшем грамотно отличать звук и букву.

2. Занятия для малыша должны быть всегда интересны. Поэтому, если какие-то упражнения ему не понравятся, не настаивайте. Лучше попробуйте повторить их позже.

3. Очень важна регулярность тренировок, поэтому старайтесь ежедневно находить время для занятий.

Вот несколько упражнений, которые мы с дочкой освоили, когда она ходила в детский сад.

«Лошадка»

Предложите Вашему чаду отправиться в путешествие на лошадях. Поочередно «присасывая» и отрывая язык от неба, изображайте цокот копыт. Вы можете с ребёнком устроить соревнование – кто громче цокает, или кто быстрее скачет (для этого нужно ускорить темп цоканья).

«Кучер»

Предложите малышу остановить лошадку. Для этого надо сказать: «Тпру». От губного «Р» губы вибрируют.

«Индюк»

Пусть ребёнок представит, что Вы доскакали на лошадях до птичьего двора. Поинтересуйтесь у него, какие птицы здесь живут? Выслушайте предположения малыша.

Да, здесь ходят куры, утки, гуси. А ещё – большой индюк! А говорит он так! Покажите малышу образец: приоткройте рот, положите язык на нижнюю губу и произведите движение широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживайте её. Сначала производите медленные движения, потом увеличьте темп и добавьте голос, пока не послышится «бл-бл-бл» (как индюк болбочет). Теперь предложите ребёнку попробовать сделать так же.

«Прыжки»

Перед выполнением этого упражнения нужно тщательно вымыть руки. Продолжите сказку, встав перед зеркалом.

Пусть ребёнок представит, что Вы с ним погуляли по двору, а потом зашли в дом. Предложите малышу открыть пошире домик-ротик. Спросите его, кто в нём живет? Правильно! Язычок.

Предложите найти пол и потолок в домике (пусть ребёнок покажет их пальцем). Попросите найти на потолке диванчики – бугорки за зубами (слово «альвеолы» не подойдет для объяснения малышу).

Пусть весёлый язычок попрыгает от диванчиков на потолке до пола и обратно. Язык должен при этом находиться на «диванчиках», а не на зубах.

«Ветер»

Продолжите игру, рассказывая, что, пока Вы с ребёнком путешествовали, поднялся сильный ветер. Растяните губы в полуулыбке, поставьте язык на «диванчики» и резко подуйте. Можете дуть на листочек, на облачко-ватку.

Чем сильнее Вы выдыхаете поток воздуха, тем сильнее будет вибрировать язык. У Вас получится глухой звук, похожий на «ТРРРРРР». Предложите ребёнку повторить это упражнение.

Если у него получается шипение, значит, язык соскочил с «диванчика» и его надо вернуть на место. Попросите малыша погонять вместе с Вами ватки – облачка. Победит тот, чья ватка улетит дальше.

На следующее занятие можно придумать новый сюжет упражнений, чтобы малышу не надоедало.

Вы можете в дополнение к артикуляционной гимнастике ежедневно несколько раз показывать картинки с животными, предметами, в названии которых есть звук «Р».

Предлагайте малышу забавные состязания: кто дотянется до кончика носа языком, быстрее коснется им подбородка.

Можно с ребёнком поиграть в котят. Налейте в тарелочку сок или молоко и предложите его выпить, победит в этом соревновании тот, кто быстрее вылакает из своей миски молоко.

Придумывайте вместе с малышом «рычащие» сказки и поговорки. В разговорной речи ненавязчиво заостряйте внимание на звуке «Р.

Надеюсь, что эти простые советы Вам помогут. Главное в занятиях – терпение и регулярность, и тогда у Вашего ребёнка получится справиться с этим трудным звуком «Р»!

-3